Введение
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения.
Целью данной дипломной работы является анализ психолого – педагогической помощи педагогам при работе с агрессивными детьми.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть феномен агрессивных детей в психологии.
3. Провести исследование влияния семейных условий жизнедеятельности на уровень агрессивности детей подросткового возраста.
Предмет исследования: анализ психолого – педагогической помощи педагогам при работе с агрессивными детьми.
Объект исследования: агрессивные дети.
Практическая значимость работы: материалы данного курсового исследования могут быть использованы в работе практического психолога в сфере работы с подростками как в рамках социальной психологии, так и в рамках юридической и педагогической психологии, а так же для помощи педагогам в коррекции агрессивности.
Теоретическая значимость работы: систематизирован и качественно проанализирован материал по тематике детской агрессии.
Во введение необходимо отметить, что профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике агрессивного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами множество исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессии и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.
2.2.2. Фрейбургская анкета агрессивности для детей подросткового возраста
Фрейбургская анкета агрессивности для детей подросткового возраста состоит из девятнадцати закрытых вопросов, не допускающих варианта «может».
Главное преимущество данной анкеты заключается в доступности формулировки опросов для детей подросткового возраста и легкости подсчёта результатов.
К тому же данная методика изначально была ориентирована на детей подросткового возраста. При этом если высказывание имеет к ребёнку подросткового возраста отношение, отве¬тить «да», если вопрос его не касается, у него так не бывает – он должен отве¬тить «нет».
2.2.3. Модификация теста Розенцвейга
Метод является проективным, т.е. получение диагностической информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в си¬туации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли, переживания и агрессивные акты.
Тест Розенцвейга состоит из 24 рисунков.
На каждом рисунке изображены два говорящих че¬ловека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Необходимо представить, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. Ответы испытуемого анализируются в двух аспектах: по направлению реакции и по типу реакции.
По направлению реакции или агрессивности ответ испытуемого рас¬сматривается:
Список литературы
1. Антонян Ю.М. Психология убийства. – М., 1997 – 304 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.:, 2001. – 512 с.
3. Богомолова С. Н, О внутриличностных детерминантах криминальной агрессии // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование, Сб-к ночных трудов. - М.: 1989. - С.75-88. с.79
4. Бойко А. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., 1996. – 472 с. с182-187.
5. Бурминская Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций. Дис. ... канд. психол. наук : Ставрополь, 2004 199 с.
6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.
7. Вигдорчик М.И., Жданова М.Е. Метод Леопольда Сойди как инструмент теории судьбоанализа (концептуальные подходы к теории и практическому применению) – Кемерово, 1997. – 148 с. с.24
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1982. – 368 с.
9. Знаков В,В, Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и уничтожения человеческого достоинства, //Вопросы психологии. 1980.- №4.-с. 54-62.
10. Козюля В.Г. Осужденные с психическими аномалиями, совершившие насилие против личности//насильственные преступления: природа, расследование, предупреждение. Сборник научных трудов. – М., 1994. С. 13 – 22. с.15
11. Копейко Я.Ю. Гендерные аспекты агрессивности. М., 2004.
12. Кэмпбелл Р. Как справиться с гневом ребёнка. Спб .:1997. – 200 с. С 73
13. Лапланш Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу. М., высшая школа, 1996., с 19.
14. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии. – Вопросы психологии, 1972, №6. – С 168 – 171.
15. Михайлова О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия: экспериментально – психологическое исследование//Под ред. П.Н. Ермакова. Р-н-Д. Изд-во РГУ, 2000. 138 с.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд – во «Советская энциклопедия»- М., 1964. – 900 с.
17. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. М. –Нальчик: 1996. – Вып. I. – 128 с.
18. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997. – 60 с. С 12
19. Психологический словарь. / Под ред. Юрчук В.В. Минск, Элайда, 2000. с. 6.
20. Психологический словарь. // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1997. – 672 с.
21. Чалдини Р., Д. Кеприп, С. Нейсберг. Агрессия. Лидерство. Альтруизм. Конфликт. Группы. – СПб. Нева, 2002 – 254 с.
22. Ратинов А.Р, Ситковская О.Д. Насилие, агрессия, жестокость как объекты криминально – психологического исследования.// Насилие, агрессия, жестокость. Криминально – психологическое исследование. Сб-к научных трудов. -М., 1989. с 4 – 15.
23. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности, // Психологический журнал. 1996 с 3 – 18, Реан А.А. Аутоагрессивный паттерн личности. // Ананьевские чтения – 98 Спб, 1998, с 24 – 54.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. Питер Ком, 1999. – 720 с.
25. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. – Минск, 1991. с. 81
26. Румянцева Т.Г. Философский анализ методологических и концептуальных оснований теорий человеческой агрессии: Дис. д-ра филос. Наук. – Минск., 1991. – 312 с.
27. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996. – 96 с.
28. Соловьёва С.В. Агрессивность как свойство личности в норме и при патологии. Дис. Д-ра психол. Наук. СПб., 1996. – 600 с.
29. Социальная психология – хрестоматия. Составители:Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М., 2003 - 475 с.
30. Сукиасян С. Г. Агрессия: природа человеческой агрессивности. М., 2005 с. 8.
31. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 - 362 с.
32. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений/Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.:Просвящение, 1990. – 448 с.
33. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности, Мн.: ООО «Попурри», 1999.- 624 с. С 231
34. Хекхаузен. Агрессия // Мотивация и деятельность. М., 1986, т. 1, с. 365-405.
35. Хлыстова, Наталья Михайловна Социально-психологическая причинность агрессивности личности : Дис. ... канд. психол. наук : Новосибирск 2001
36. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции./ Исследование процесса индивидуальности: Пер с англ. – М. Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1998. – 295 с.