Введение:
Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо. Мало того, в процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций. Эффективность психологического консультирования напрямую зависит от того, удалось ли консультанту учесть индивидуально психологические особенности клиента. Поэтому тема данной работы достаточно актуальна.
Целью ее является рассмотрение влияния индивидуально – психологических особенностей клиентов на процесс психологического консультирования. Так что объект исследования – процесс психологического консультирования, а предмет - индивидуально психологические особенности клиента в процессе психологического консультирования.
Задачи работы следующие:
1. Определение индивидуальных особенностей клиентов;
2. Рассмотрение влияния индивидуальных особенностей клиента на процесс психологического консультирования;
3. Практическое применение знаний об индивидуально - психологических особенностях клиента при консультировании.
Гипотеза работы – психодиагностика с целью выявления индивидуально – психологических особенностей клиентов необходима при проведении психологического консультирования как залог его эффективности.
Структурно работа включает введение, основную часть и заключение. Основная часть представлена двумя главами, в каждой из которых по два параграфа. В конце приведен список литературы
Глава 2:
Несомненно, что применяя данный тест можно учесть особенности темперамента клиента и тем самым оказать эффективное воздействие на процесс консультирования в целом.
Данный тест был предложен группе студентов из 12 человек. Учитывая, что чистых типов темперамента нет, все же условно было выявлено среди них 2 флегматика, 5 сангвиников, 1 меланхолик и 4 холерика.
Показатель "Эр" - был в данной группе довольно высоким у всех исследуемых. Но, как и следовало ожидать ребята с флегматическим темпераментом довольно трудно переключаются с одного вида деятельности на другой. Зато при ответах на вопросы 15 и 98 2 человека ответили утвердительно, что подтверждает то, что эти люди скорее способны кропотливо и без суеты работать в одном направлении. Следовательно, - типичная черта флегматиков.
Следующим показателем «СЭр» удалось выявить как сангвиников и холериков, так и меланхолика. Дело в том, что меланхолик, как правило - человек, который не всегда себя чувствует уверенно в незнакомой компании (и вообще обстановке), поэтому на вопросы 11, 30, 57, 62, 67 были получены отрицательные ответы, тогда как сангвиники и холерики ответили положительно.
Показатель "П" подтвердил, что флегматики довольно тяжело переключаются с одного предмета на другой, чего нельзя сказать о холериках. Соответственно распределились ответы студентов по этому показателю.
По показателю «СП» удалось выявить большую социальную пластичность сангвиников и холериков.Однако ответ на вопрос 26 подтвердил и тот факт, что у людей этих темпераментов чаще встречаются и необдуманные высказывания, что порой влечет конфликты с собеседниками. 3 человека показали, что им довольно трудно переключаться в процессе общения с одного человека на другого.
Следующий показатель "Т" темп показал, что у холериков наибольшая скорость выполнения отдельных операций, в противоположность флегматикам. Тут тоже ответы разделились на 7 и 5 (сангвиники+холерики и флегматики+ меланхолик соответственно).
А вот по показателю "СТ" у меланхолика довольно быстрая речедвигательная характеристика, он не уступал в этом плане холерикам. Флегматик встречает затруднения, что было видно по ответам на вопросы 24, 37, 39...
Эмоциональность значительно высока у меланхолика, что тут же удалось выявить. При ответе на вопрос 7 девушка ответила утвердительно практически одна. Основная же масса опрошенных отличаются относительной эмоциональной устойчивостью.
Заключение:
Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения (5, 47). Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов.
Как мы увидели, в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам. Поэтому психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.
Охватить исследованием все возможные индивидуально — психологические особенности клиентов невозможно, поэтому был сделан акцент на одном из видов таких особенностей - темпераменте.
Полагаем, что выдвинутая в начале работы гипотеза нашла свое подтверждение, а также, что цель работы достигнута.