Введение:
В последнее время средствами массовой информации широко освещается тема инцеста, изнасилования и сексуальной эксплуатации детей и подростков, которые приводят к тяжелым психическим травмам — нарушению их психического равновесия, особому психическому состоянию ребенка. Однако, до сих пор в России не создана система помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и насилия; не проводится профилактическая работа; нет специализированных Центров для оказания психологической помощи изнасилованным детям; и вузы страны не готовят психологов, специализирующихся по этой проблеме. А число детей, пострадавших от сексуального насилия, растет из года в год.
Сегодня все более очевидным становится, что проблемы семейного неблагополучия в целом и насилия в частности требуют решения комплекса задач психологического, педагогического, юридического, социального характера, направленных на разработку практических мер по предотвращению насилия и реабилитации пострадавших. Поэтому создание научно-методической базы для специалистов, призванных осуществлять эту работу, также представляется исключительно актуальным.
Все это определило проблему исследования, сформулированную следующим образом: какова система помощи семье и детям, пережившим различного рода (и прежде всего сексуальное) насилие. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Предметом исследования стало насилие над детьми как социально-психологическая проблема в различных его проявлениях и прежде всего – сексуальном, а его объектом система социально-психологической помощи ребенку, пережившему сексуальное насилие и направления работы психолога с его семьей.
Глава 2:
В целом исследователи считают, что наиболее сложная и длительная работа с детьми, пережившими насилие, происходит тогда, когда помимо факта совершенного насилия у ребенка существуют давние психологические и поведенческие проблемы. Тем не менее выделяются общие рекомендации для проведения психотерапии с такими детьми.
1. Основная цель работы психолога с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний.
2. В процессе консультирования этих детей чрезвычайно важным аспектом является установление контакта психолога с клиентом-ребенком, причем акцент должен быть сделан на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего, ребенок будет постоянно проверять адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится.
3. Основные техники консультирования должны быть направлены на преодоление у ребенка чувства собственной неполноценности, ущербности, чувства вины, а также на формирование адекватной самооценки. Чувство вины приводит к тому, что ребенок лишается определенной свободы действий, поведение становится саморазрушающим — ребенок как бы застревает в прошлом, в травматической ситуации насилия. Следовательно, важно подвести ребенка к пониманию того, что забыть произошедшее нельзя, но жить с этим в новом качестве можно.
4. Задачи, стоящие перед психологом:
• способствовать в уменьшении у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;
• помочь в укреплении чувства собственной значимости; сформировать новые поведенческие паттерны;
• способствовать дифференцированию взаимодействия с окружающими людьми;
• способствовать развитию восприятия ребенком собственного организма, самоопределения.
Заключение:
Проблема насилия в последнее время заметно расширилась, и ее изучение уже не ограничивается исследованием “дефективных” личностей, наносящих побои своим близким. Современные ученые уделяют пристальное внимание вопросам роли социальных норм и общественных ценностей в семейных и общественных отношениях, а также признают растущую важность взаимосвязанного влияния множества внешних и внутренних факторов. Результаты проведенных исследований показали, что положение дел в обществе в целом и в жизни каждого человека в отдельности, характер семейных взаимоотношений и даже особенности конкретной ситуации, все вместе могут влиять на вероятность того, что один из членов общества, семьи станет применять насилие в отношении другого.
Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Анализ исследования различных источников (психолого-педагогических, юридических, медицинских) и исследуя различные причины и факторы насилия над ребенком можно увидеть факторы риска на уровне индивида, семьи и общества и доказать, что не один фактор, а их взаимовлияние приводит к насилию над детьми. При этом наличие того или иного фактора риска еще не означает проявления насилия, а скорее указывает на вероятность или возможность его возникновения. Пренебрежению и насилию над детьми способствуют: определенные социальные и культурные условия, факторы риска применения насилия на уровне семьи (социально-экономические факторы риска насилия в семье, факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения, факторы риска, обусловленные личностью родителя, особенности личности самого ребенка – жертвы насилия