ВВЕДЕНИЕ
В последнее время средствами массовой информации широко освещается тема инцеста, изнасилования и сексуальной эксплуатации детей и подростков, которые приводят к тяжелым психическим травмам — нарушению их психического равновесия, особому психическому состоянию ребенка. Однако, до сих пор в России не создана система помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и насилия; не проводится профилактическая работа; нет специализированных Центров для оказания психологической помощи изнасилованным детям; и вузы страны не готовят психологов, специализирующихся по этой проблеме. А число детей, пострадавших от сексуального насилия, растет из года в год.
Сегодня все более очевидным становится, что проблемы семейного неблагополучия в целом и насилия в частности требуют решения комплекса задач психологического, педагогического, юридического, социального характера, направленных на разработку практических мер по предотвращению насилия и реабилитации пострадавших. Поэтому создание научно-методической базы для специалистов, призванных осуществлять эту работу, также представляется исключительно актуальным.
Все это определило проблему исследования, сформулированную следующим образом: какова система помощи семье и детям, пережившим различного рода (и прежде всего сексуальное) насилие. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Предметом исследования стало насилие над детьми как социально-психологическая проблема в различных его проявлениях и прежде всего – сексуальном, а его объектом система социально-психологической помощи ребенку, пережившему сексуальное насилие и направления работы психолога с его семьей.
В соответствии с обозначенным предметом и объектом исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, социальную и медицинскую литературу по проблеме насилия и оказания помощи жертвам насилия.
2. Выявить причины и факторы, провоцирующие насилие как социально-психологическое явление.
3. Изучить индивидуально-психологические особенности жертв с целью выявления предрасположенности к насилию и особенностей построения программы оказания психологической помощи и поддержки в посттравматический период.
4. Провести эмпирическое исследование отношения молодежи к проблеме насилия в семье.
5. Проанализировать психологические методы помощи жертвам насилия и выделить основные направления по работе с ними.
Теоретическую базу исследования составили: аксеологический подход, подразумевающий ценностное отношение к личности, являющийся основой гуманных отношений между людьми и признающий высшей ценностью человека, его интересы и потребности, особенно если это связано с переживаниями человека в посттравматический период, когда он более всего нуждается в психологической помощи и поддержке (Б.С.Братуся, М.С.Кагана, В.Н.Мясищева, Е.Н.Шиянова), ряд общепедагогических и общепсихологических принципов, среди которых особое значение имеют принципы системного подхода, детерминизма, объективности исследования; принцип развития, принцип целостности, генетический, или принцип развития, а также труды в области:
• исследования проблемы насилия и жестокого обращения с детьми и подростками (Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф.);
• психологической диагностики и судебно-психологической экспертизы несовершенолетних жертв сексуального и домашнего насилия (Васильев В. Л., Мамайчук И. И. , Конышева Л. П. , Коченов М. М., Кудрявцев И. А., Мельников В. В., Цыцарев С. В., Осипова Н. Р., .Рыбальская Р. Я., Степанкова В. И., Станишевская С. М.);
• исследования посттравматических стрессовых расстройств у детей, переживших насилие и их последствий (Тарабрина Н. В. ,Черепанова Е., Ярославцева Н.Д., Сафонова Т.Я. Цымбал Е.И., Пушкарева А.Л.),
• методические материалы института психотерапии и консультирования “Гармония” г. Ростов – на - Дону по работе с жертвами сексуального и домашнего насилия,
• работы Асановой Н.К. по предупреждению насилия над детьми.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней был рассмотрено насилие как социально-психологический феномен, условия и факторы насилия, раскрыта проблема необходимости оказания социальной, психологической и правовой помощи жертвам насилия и значимость исследовательской работы в этой области, а также в области проведения привентивной профилактической работы по предупреждению этого антисоциального явления.
Практическая значимость состоит в том, что данные, представленные в работе могут быть использованы для слушателей психологических и социальных факультетов, полезны для работы специалистам, работающим с жертвами насилия: психологам, социальным педагогам, социальным работникам по организации системы психологической помощи семье и детям, пережившим сексуальное насилие. Кроме того, разработаны рекомендации психологам кризисных центров по проведению судебно-психологической экспертизы жертв сексуального насилия и рекомендации по подготовке несовершеннолетних потерпевших к участию в судебном заседании по делам о сексуальных преступлениях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 64 источников и приложений. Объем основного текста составляет 83 страницы, а общий объем 90 страниц. В работе содержится 1 схема, 1 таблица, 12 графиков.
Большинство педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда воспитанники или пациенты намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.
Специалисты в области работы с детьми, подвергшимися сексуальному или физическому насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента, при длительном насилии необходима и длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей. Теппап (1988) предлагает следующие общие рекомендации учителям, родителям и психологам:
1 . Внимательно выслушивать ребенка.
2. Сверяться с ребенком, понимает ли взрослый смысл используемых ребенком слов, и наоборот.
3. Обсуждать на примерах, что такое «хорошие» и «плохие» прикосновения.
4. Обсуждать права ребенка, кто может до него дотрагиваться и кому не стоит этого позволять; кого ребенок имеет право трогать сам.
5. Объяснять ребенку, что «нехорошие» прикосновения могут исходить от близких людей.
6. Обучать ребенка говорить «нет» при попытках «нехороших» прикосновений.
7. Обсуждать с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость. Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять.
В целом исследователи считают, что наиболее сложная и длительная работа с детьми, пережившими насилие, происходит тогда, когда помимо факта совершенного насилия у ребенка существуют давние психологические и поведенческие проблемы. Тем не менее выделяются общие рекомендации для проведения психотерапии с такими детьми.
1. Основная цель работы психолога с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний.
2. В процессе консультирования этих детей чрезвычайно важным аспектом является установление контакта психолога с клиентом-ребенком, причем акцент должен быть сделан на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего, ребенок будет постоянно проверять адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла: Методические рекомендации. Л., 1985.
2. Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
3. Бердникович Н.Ф. Насилие над женщинами в семье в контексте социальной работы // Российский журнал социальной работы. – 1998. – № 2. – С. 153–161.
4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2002. – 512 с.
6. Васильев В. Л., Мамайчук И. И. О некоторых вопросах судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних // Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989. С. 8—9.
7. Васильев В.Л., Мамайчук И.И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений.
8. Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. – М., 1999.
9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
10. Здоровье женщин России. Аналитический доклад. Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ; Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка. – М., 1999.
11. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб., 2003.
12. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 65–74.
13. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб., 1998. – С. 268.
14. Конышева Л. П. Теоретические и методологические вопросы судебно-психологической экспертизы потерпевших по делам об изнасиловании // Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. М., 1978.
15. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.
16. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.
17. Кошелева А.Д. Взаимодействие «взрослый–ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе. – Пермь: ПГПУ, 1995. – С. 81–105.
18. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1982.
19. Луковцева З.В. Сексуальное насилие: мифы, факты, современное состояние проблемы / Насилие и социальные изменения, часть I. – М.: Центр АННА. – 2000. – 111 с.
20. Мельников В. В., Цыцарев С. В., Яковлев В. М. Основы судебно-психологической экспертизы по уголовным делам. Л., 1987.
21. Молодежь и насилие: причины, формы проявления, методы предупреждения / Под общ. ред. Д. Валя и Т. Сулимовой. – М.: Институт молодежи, 1995.
22. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999.
23. Насилие в семье // Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского. – Т. 2. – М., 1994. – С. 105.
24. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М., 2000.
25. Насилие домашнее // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – Т. 1 – С. 270, 274, 330. – Т. 2. – С. 90, 105–111, 125, 276.
26. Осипова Н. Р. Судебно-психологическая экспертиза малолетних свидетелей // Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. М., 1978.
27. Платонов К. К. Метод обобщения независимых характеристик в социальной психологии // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1977. С. 148—156.
28. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. – М.: Институт психотерапии, 2000.
29. Роден М., Абарбанэл Г. Как это бывает. – М.: Сестры, 1996. – С. 58.
30. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс-Универс, 1994.
31. Рудестам К. Групповая психотерапия / Пер. с англ. Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
32. Руководство по предупреждению насилия над детьми /Под ред. Н. Асановой. – М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 1997.
33. Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. – Ташкент, 1985. – С. 273–304.
34. Рыбальская Р. Я. Методика изучения личности потерпевшего по делам о преступлении несовершеннолетних. Иркутск, 1975.
35. Савельева И., Недзельский Н., Толмасова А. Группы взаимопомощи. – М.: Изд-во Института социальной работы, 1998. – 59 с.
36. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми; сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1 993,
37. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. – М.: Моск. психолого-соц. институт, 1998. – 96 с.
38. Семья в психологической консультации /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 180 с.
39. Социальная и клиническая психотерапия. – 1993. – № 1. – С. 102–109.
40. Социальная и клиническая психотерапия. – 1995. – № 3. – С. 58–62.
41. Социальная работа с женщинами, повергшимися насилию // Теория и методика социальной работы: В 2 т. / Под ред. В.И. Жукова и др. – М.: Союз, 1994. – Т. 2.
42. Социальная работа с семьей /Под ред. Е.И. Холостовой. – М.–Тула: Институт социальной работы, 1996.
43. Социальная работа с семьей /Под ред. Т.В. Шеляг. – М.: Институт социальной работы, 1995.
44. Социальная реабилитация детей и подростков в специализированном учреждении. Сборник научных трудов. М., 1996.
45. Социальные работники за безопасность в семье / Под ред. М.И. Либоракиной. – М.: РИК Русанова, 1999.
46. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.
47. Степанкова В. И., Станишевская С. М. Психологическая экспертиза личности по делам о половых преступлениях // Социалистическая законность. 1976. № 11.
48. Стратегия борьбы с насилием в семье: Справочное руководство. – Нью-Йорк, ООН, 1998. – С. 4.
49. Сулимова Т.С. Насилие // Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. – Институт социальной работы, 1997. – Т. 2. – С. 19–22.
50. Тарабрина Н. В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях // Психологические исследования познавательных процессов и личности / Отв. ред. Д. Ковач, Б. Ф. Ломов. М., 1983.
51. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. – М., 1996.
52. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье / Л.С. Алексеева и др. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.
53. Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1977. С. 97—101.
54. Хасина А. Женщины, насилие, стресс // Насилие и социальные изменения. – № 2–3. – М., 2000.
55. Хорни, Карен. Женская психология. – СПб., 1993.
56. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации. Л., 1985.
57. Центров Е. Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. М., 1988.
58. Черепанова Е. Психологический стресс. М.: «Академия». 1996.
59. Шведова Н. О насилии в отношении женщин // Насилие и социальные изменения. – № 2–3. – М., 2000.
60. Шеляг Т.В. Жестокое обращение в семье // Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. – Институт социальной работы, 1997. – Т. 2. – С. 185–190.
61. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. – 192 с.
62. Ярославцева Н.Д. Дошкольник в детском социальном приюте. М.: НИИ Семьи Минсоцзащиты РФ. 1995.
63. Ярославцева Н.Д. Посттравматические стрессовые нарушения у детей – жертв сексуального насилия и оказание им психологической помощи. //Мир психологии, 2003, с. 71- 80.
64. Ярославцева Н.Д. Сафонова Т.Я. Цымбал Е.И. Последствия сексуального насилия, перенесенного в детстве. Сб. научных трудов «Актуальные проблемы современного детства» М.: НИИ детства РДФ. 1996.