Введение:
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения
отводится сотрудничеству семьи и школы.
Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении за¬кона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на со¬временном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адапта¬ции слабое знание родителями основ педагогики, их неумение , а порой родителей обвинять в этом тоже нереально. Поэтому в настоящий мо¬мент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и во¬просов .
Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1991-1994 гг. объявлены годами разработки и реализации мероприятий в по¬мощь семье. Тем самым отдано должное семье, как социальному инсти¬туту, который играет исключительно важную роль в формировании ин¬теллектуально полноценного, нравственно и физически здорового моло¬дого поколения.
В свою очередь президент нашей республики М.Е. Николаев издал указ от 2 марта 1992г. “ О мерах социальной защиты семьи, охраны материн¬ства и детства ” и объявил 1992-1195гг. годами семьи , а 1996-1997 -го¬дами образования. Социальные проблемы образования постоянно вол¬нуют не только педагогов и учащихся и их родителей , как непосредст¬венных участников общеобразовательного процесса, но в той или иной
степени представителей всех слоев населения. В последнее десятиле¬тие в России идет процесс обновления средней и высшей школ, направ-ленный на осуществление демократизации и гуманизации, а так же на превращение российского образования в институт гражданского общест-ва. От некогда единой и жесткой государственной системы мы перехо-дим к плюрализму форм получения образования, к многообразию про-грамм и методов обучения . Расширяется сеть всегосударственных ву-зов, колледжей, лицеев, гимназий, воскресных церковных школ.
Одним из отправных моментов реформирования явилось правительст¬венное постановление от 14 апреля 1992г. “ О развитии гуманитарного образования России ” Особая сложность проведения общеобразова¬тельной реформы состоит в том, что она проходит в условиях кризиса, переживаемого российским обществом. И это порождает массу трудно¬стей.
Глава 3:
Самым грубым и жестоким видом является физическое оскорбление.
Подвергаются ему в наибольшей степени ученики младшего школьного
возраста: "Во втором классе, - рассказывала пятиклассница Лена К., - меня учительница ударила по голове линейкой за то, что я не поняла урок. И у меня появился страх к этому предмету." Нравственно эстетиче-ское сознание ребенка в начальных классах находится на стадии ста-новления. Ему сложно ориентироваться в своих чувствах, ведь этому возрасту свойственно уникальное и уязвимое качество души - доверие. И тем не менее, данные приведенные в таблице показывают, что пик всех видов насилия приходится именно на начальную школу.
Следующие пять видов из перечисленных видов в таблице, вызывают чувство страха и психологического дискомфорта и могут быть отнесены к психическим.
Под словесным оскорблением понимается такая ситуация, когда взрослый намеренно, пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психологического дискомфорта при помощи грубых слов. Такие действия обычно вызваны недовольством поведением ученика, его успеваемо-стью, учитель не задумывается над последствием своих слов. Характер¬ная особенность этой ситуации - отсутствие свидетелей.
Словесное оскорбление при свидетелях еще больше усугубляют си¬туацию и выделяется в отдельный вид насилия - публичное унижение: "Это было в третьем классе - пишет Катя К. - Я сидела с мальчиком - непоседой и "разобралась" с ним, учительница, поставила меня в угол и стала ругать при всем классе. Затем заставила меня извиниться перед ней. Мне было так обидно, что я даже заплакала. Так меня унизили пе¬ред всем классом".
Под коллективным осуждением с унижением достоинства мы понима-ем унижающие достоинство ребенка осуждение его поступка при участии свидетелей с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение окружающих.
Под шантажом, как видом психического насилия, применяемого в шко-льной практике, мы понимаем угрозу нежелательного, противоречащего этическим нормам разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его поведения.
В школьной жизни довольно часто практикуется наказание трудом, за¬частую унижающее личность школьника, посягающее на его индивиду-альность и здоровье: "Я был наказан трудом по причине, что пришел без “сменки”. Учитель заставил меня убирать снег. Дело было зимой и на улице было холодно".
Все сказанное подтверждает острую необходимость создание системы мер, которые обеспечили реальную защиту и соблюдение прав ребенка в школе. В этой связи исследователями была разработана и апробирована концепция социальной службы, предназначенной для организации актив¬ного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учителей, ро-дителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, все-сторонней и своевременной помощи по защите прав личности и преду-преждению нарушения этих прав в школе.
Заключение:
Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей благодаря усилий всех ее функций - воспита-тельной, рекреативной ( сюда входит физическая, материальная, мо-ральная, психологическая поддержка, организация досуга ), коммукатив-ной ( общение и через него - социализация ), регулятивной, фемецито-логической ( ощущение счастья в семье ).
На это указывают В.Г.Бочарова и Г.Н.Филонов: "Особой сферой соци-альной педагогики является семья. Огромный диапазон и уникальность средств влияния на семью делает ее одним из самых мощных средств социализации, социальной поддержки и защиты личности". И далее: "В то же время семья - объект многоплановых социальных воздействий со стороны государства и общества. Она сама нуждается в разносторонней, поддержке общества и его институтов. В социально педагогическом ас-пекте семья, семейный социум рассматривается как приоритетная среда поведения всей социальной политики, ориентированной не на подмену функций семьи деятельностью разного рода государственно-обществен-ных структур, а на оздоровление отношений в семейном социуме, укреп-ление и развитие потенциала семьи как главного условия развития за-датков и способностей человека, приобщение его к культуре, развития
и социальной защиты личности.
Но сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-эко-номические и психологические процессы, сопровождаются рядом нега-тивных явлений организационного и бытового характера, оптимально влияющие на обучение и воспитание подрастающего поколения. Идет
снижение качества воспитания и общей успеваемости. В настоящее время роль социального педагога становится более значимой, так как численность детей "трудного поведения" растет, а эффективность педа-гогического воздействия на таких детей можно достичь только через ра-боту с их семьями.
В жизни каждой семьи возникают свои объективные и субъективные трудности. Особого внимания заслуживают проблемы неполных семей и вопросы воспитания детей в них. Решением этих вопросов и проблем не-обходимо начинать уже с первого класса общеобразоательной школы.
Первый этап в работе с неблагополучными семьями заключается в выявлении всех типов таких семей ( конфликтные, аморальные, педаго-гические несостоятельные, асоциальные ). Значение специфики каждой благополучной семьи помогает социальному педагогу сориентироваться, определить с кем именно, в начальном звене школы он должен коорди-нировать свои усилия. Постепенно необходимо формировать у родите-лей потребность к разрушению имеющихся барьеров недоверия к школе, помогать изменять условия жизни в семье.
Дальнейшее диагностирование взаимоотношений в классе, своевре-менное корректирование учебно-воспитательной деятельности позволя-ет многим трудным учащимся освоить программный материал, улучшить свое поведение, взаимоотношения в семье, найти занятия по душе.
"Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности ребенка является социально-педаго-гическая работа, организуемая социальными педагогами.