Введение:
Обязательным условием эффективного функционирования экономической системы страны является государственный контроль. Одной из важнейших со-ставных частей государственного контроля, безусловно, является финансовый контроль, который включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией де-нежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государ-ственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предос-тавлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Продолжение активного проведения реформ в сфере налогообложе¬ния обусловливает ускорение процесса становления и развития науки налогового права. В условиях кардинальных изменений законодатель¬ства о налогах и сбо-рах (далее — налогового законодательства) стано¬вится очевидной необходи-мость осмысления базовых теоретических положений и принципов налогового правового регулирования. Совер¬шенствование практики правоприменения норм Налогового кодекса РФ вызывает потребность в проведении системного анализа и оценки содержащихся в нем правовых понятий и категорий.
Одной из основополагающих категорий налогового права является катего-рия «налогового контроля», определяющая основу государствен¬ного управле-ния в сфере налогообложения. Система налогового конт¬роля начала активно формироваться с начала 90-х гг. и продолжает развиваться и в настоящее время. Принятие Налогового кодекса наполнило категорию налогового контроля принципиально новым правовым со¬держанием, которое требует определенных теоретических оценок.
Необходимо признать, что при современном уровне правового регулиро-вания налоговый контроль является сформировавшимся самостоятельным пра-вовым институтом, всестороннее изучение ко¬торого представляет значитель-ный научный интерес. Формирование и развитие налогового контроля проис-ходит в условиях радикального изменения экономических отношений и станов-ления принципиально нового налогового законодательства, создающего основы для разра¬ботки современных теоретических моделей правовых институтов на-логового права, включая институт налогового контроля.
Глава 2:
При подготовке к принятию стратегических решений собирается необхо-димая информация о компании, подлежащей проверке, привлекаются другие организации, намечается ход встречи с компанией, определяется время провер-ки, количество проверяющих.
После того как закончен предпроверочный анализ и определены компании, в которых необходимо провести документальные проверки, наступает время контакта с ними.
При посещении компании в первый день проверки ИФНС Г. Ижевска осо-бое внимание уделяется следующим вопросам:
представление членов бригады;
причины, по которым данная компания отобрана для проверки;
график проведения проверки;
практические вопросы организации проверки (помещение, процедуры, контактные сотрудники, копировальная машина, факс и так далее);
передача необходимой информации и документации (внутренняя отчет-ность, представление системы бухгалтерского учета и отчетности, специ-фикации, инструкции и рекомендации по учету, организационные и струк-турные планы, перечень ассоциированных компаний, список акционеров и руководства, комментарии аудиторской фирмы по результатам проверки и тому подобное).
При этом специалисты в области налоговых проверок отметили, что при получении от компаний исчерпывающих ответов на поставленные вопросы на-логовые органы могут в первый же день посещения компании принять решение не осуществлять дальнейшую проверку.
Специалисты инспекции ФНС России по г. Ижевску в 2005 году провели 390 выездных налоговых проверок юридических лиц, что составляет 13,5% от состоящих на налоговом учете налогоплательщиков-организаций, по которым открыты лицевые счета.
Из проведенных проверок нарушения выявлены в 340 случаях или в 87,2%. За 2004 г. нарушения были установлены в 86,1% проверенных предприятиях, таким образом, рост результативных проверок в 2005 году составил 101,3%.
В результате контрольной работы за 2005 г. специалистами инспекции ФНС России по г. Ижевску в бюджеты всех уровней доначислено 24930 тыс. руб., в том числе - налогов на сумму 9960 тыс. руб., пени - 12950 тыс. руб., штрафов - 1530 тыс. руб.
За 2005 г. рассмотрены акты разногласий по 40 выездным проверкам на общую сумму 2620 тыс. руб. Частично удовлетворены разногласия по 30 про-веркам на сумму 860 тыс. руб.
Заключение:
Опыт контрольной работы показывает, что основной сферой деятельности, в которой преобладает наиболее трудно поддающийся контролю налично-денежный оборот, является торгово-коммерческая, а также торгово-посредническая деятельность. В качестве эффективных методов контроля мож-но привести такие практикуемые налоговыми органами методы выявления на-рушений, связанных с неоприходованием по учету товаров и выручки от их реализации, как обследование производственных площадей, торговых точек и складских помещений, инвентаризация товарных запасов, предварительный сбор и накопление рекламной информации, сбор сведений о закупках товаров у организаций и граждан, являющихся покупателями продукции, перекрестные встречные проверки поставщиков и покупателей торгово-посреднических орга-низаций.
При налоговой проверке организаций розничной торговли для подтвер-ждения соответствия выручки, отраженной в отчетности налогоплательщика, данным фискальной памяти ККМ в обязательном порядке привлекаются спе-циалисты по ККМ.
Для проверки правильности отраженного в налоговой отчетности объема выручки можно использовать метод логического анализа, сущность которого заключается в определении возможности совершения той или иной операции во времени, объеме и пространстве на основе сравнения ряда взаимосвязанных показателей. В ходе проведения проверки можно проанализировать данные о списании товарно-материальных ценностей на затраты производства или из-держки обращения. Если стоимость таких списанных ценностей в отчетном пе-риоде больше, чем их приобретение с учетом остатков, то возникает предполо-жение об их неполном оприходовании по учету, соответственно и объем реали-зации может быть занижен на стоимость неоприходованных и реализованных товарно-материальных ценностей.