Введение:
Современная экономика немыслима без денег. Ведь в экономике постоянно происходит обмен продуктами трудовой деятельности, товарами. А какой же обмен без денег? Разве что совсем уже первобытный, вещь на вещь. Многие люди вообще воспринимают экономику только как денежную. Сами деньги и способы их движения, обращения непрерывно совершенствуются, усложняются. Благодаря науке и технике деньги и денежное обращение обрели формы, которые казались немыслимы. Взамен товарных, металлических, бумажных денег появились почти невидимые электронные деньги.
В то же время, повышается роль денег в регулировании управления экономическими процессами, организации экономического сотрудничества не только между людьми, фирмами, но и между странами, контингентами. Будучи средством регулирования экономической деятельности, деньги представляют в то же время опасное экономическое оружие. Деньги – самый универсальный и в то же время условный, легко производимый товар, обладающий ничтожный собственной, самостоятельной ценностью. Велик соблазн заменять производство товаров выпуском денег, которые в этом случае приносят больше вреда, чем пользы.
Не в деньгах состоит экономическое счастье, а в эффективно действующей экономике. Но современная экономика просто не способна работать без денег и их движения, именуемого денежным обращением.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователем бухгалтерской отчетности для контроля, за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости [13,С.49].
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 26 августа 2004 года № 70н, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:
- организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
- контроль исполнения сметы расходов;
Глава 3:
За время прохождения практики провела анализ целевого использования денежных средств форма 2 «Смета расходов» за 1 квартал 2005 года к уровню 1 квартала 2004 года и 1 квартала 2003 года. Смета расходов состоит из групп, статей и подстатей расходов. Группа 200 «Расходы».
Статья 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда». Указанная статья включает в себя следующие подстатьи.
Подстатья 211 «Заработная плата» - на данную статью относятся расходы органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее – учреждения) по оплате труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, в том числе:
- выплаты по: должностным окладам; тарифным ставкам Единой тарифной сетки; почасовой оплате; воинским и специальным званиям;
- надбавки за: квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг); особые условия государственной и иной службы; выслугу лет; работу и стаж работы в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, южных районах Сибири и Дальнего Востока, работу на территории Антарктиды; работу со сведениями, имеющими степень секретности; шифровальную работу; специальный режим работы; допуск к государственной тайне; особые условия; должности доцента и профессора; ученые степени; ученое звание; знание иностранного языка; классность водителей; работу в ночное время, праздничные и выходные дни; и другие надбавки;
- оплата ежегодных отпусков, учебных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск;
- оплата за: период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение другим профессиям; дни медицинского обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемых работникам – донорам крови; дни участия в выполнении государственных или общественных обязанностей;
- другие аналогичные расходы.
Подстатья 212 «Прочие выплаты» - на данную подстатью относятся расходы учреждения по оплате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, статусом военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также статусом прокуроров, судей, депутатов, иных должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:
- подъемные пособия при переезде на новое место работы (службы); оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно; лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; военнослужащим и приравненным к ним лицам, судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- компенсации расходов; связанных с переездом из районов Крайнего Севера; оплата средств, при убытии в основной отпуск (до заключения контракта), в отпуск по болезни; единовременное пособие при перезаключении трудового договора;
- суточные при служебных командировках; продовольственно-путевые деньги; полевые деньги;
- компенсации: за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение; взамен продовольственного пайка (включая табачное довольствие); стоимости форменной одежды и обуви (вещего имущества); стоимости проездных документов на все виды общественного транспорта; за содержание служебных собак по месту жительства; стоимости жилья, связанной с наймом (поднаймом) жилых помещений; за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий; связанные с депутатской деятельностью; за установку телефона; взамен бесплатного обеспечения лекарственными средствами; взамен лечебно-профилактического питания; за использование личного транспорта для служебных целей;
- ежемесячные пособия супругам военнослужащих в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут устроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья;
- другие аналогичные расходы.
Подстатья 213 «Начисления на оплату труда» – на данную подстатью относятся расходы по оплате учреждением единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевания.
Оплата работодателем единого социального налога и вносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, отражается по тем статьям и подстатьям экономической классификации, где отражаются расходы за оплату услуг по данному договору.
Заключение:
Денежные средства характеризуют начальную и конечные стадии кругооборота хозяйственных средств, скоростью движения которых во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности. Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного средства определяется платежеспособность предприятия – одна из важнейших характеристик его финансового положения.
Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающим абсолютной ликвидностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия.
Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств.
Денежные средства организации находятся в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.
Учет денежных средств должен вестись согласно, нормативных документов, все формы бухгалтерского учета заполняться во время, отчеты в вышестоящие органы сдаваться своевременно.
Анализ использования денежных средств показывает, что не целевого использования не наблюдается. Денежные средства, поступающие на счет учреждения, расходуются согласно, сметы расходов.
Настоящий период, является переходным моментом от старого плана счетов к новому. При прохождении практики учет денежных средств велся по старому плану счетов.
Для улучшения бухгалтерского учета в учреждениях и организациях необходимо применение автоматизированной компьютерной программы в организации учета денежных средств и расчетов.
Большие и качественные изменения в организацию бухгалтерского учета и управления внесет использование современных автоматизированных программ. Применение таких программ позволяет значительно повысить контрольные функции, достоверность и оперативность бухгалтерского учета, использование его данных для управления производством, открывает широкие возможности для комплексной механизации и автоматизации всех планово-экономических расчетов.
В условиях использования автоматизированной компьютерной программы необходимая информация о движении денежных средств и состоянии расчетов обеспечивается путем составления машинограммы - контрольной ведомости оборотов по синтетическим счетам в разрезе корреспондирующих счетов и субсчетов. Кроме того, выдаются машинограммы аналитического учета по счетам денежных средств и расчетов, которые заменяют соответствующие учетные регистры. Машинограммы применяются для контроля и выверки расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами и др.
Однако компьютер сам собой не решает все проблемы. Необходимо иметь пакет программ, который обеспечит ответы на основные вопросы, как производительность, менеджмент, бухгалтерский учет, делопроизводство.