Введение:
Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество иссле-дований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными каче-ствами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организацион-ной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влия-ние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущест-венно не силового воздействия в направлении достижения группой или организа-цией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленче-ского взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различ-ных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению об-щих целей.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с руко-водством. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и ис-точники, ее питающие. Лидерство, как специфический тип в отношении управле-ния, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаи-модействия в организации.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Ли-дер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение стилей и методов современного руководителя на предприятии ООО «Меркурий». В соответствии с целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:
Глава 3:
При формировании стилей лидерства менеджерами ООО «Меркурий» необ-ходимо придерживаться следующих направлений:
1. Диагностические меры — это сбор информации о состоянии организации или подразделений при помощи интервью, опросов, совещаний, наблюдений, оз-накомления с докумен¬тами.
2. Меры по использованию результатов обследования включа¬ют передачу членам организации информации, полученной в результате диагностических мер, и разработку планов дей¬ствий на основе этой информации.
3. Меры по обучению и повышению квалификации персона¬ла необходимы для расширения возможностей и уровня знаний. Эти меры могут относиться к техническим, испол¬нительским вопросам, к межличностным и социальным про-блемам.
4. Меры по изменению техноструктуры или структуры — это усовершенст-вования организационной структуры или про¬цедур выполнения заданий. Они оп-ределяют модернизацию действующей организационной структуры, применение ме¬тода управления по целям.
5. Консультирование по групповым процессам предназначено для того, чтобы помочь членам организации более точно воспринимать и оценивать собы-тия в их организации или подразделении и действовать соответствующим обра-зом.
6. Меры по формированию групп предназначены для повыше¬ния эффек-тивности в рабочих группах. Они могут относить¬ся к способам выполнения работ, необходимой для этого ква¬лификации, выделению ресурсов для выполнения за-даний.
7. Меры по межгрупповому взаимодействию предназначают¬ся для повы-шения эффективности взаимодействия между взаимозависимыми рабочими груп-пами, например, между сбытовым и производственным отделами.
Условия успешного выполнения программы:
1. Люди, занимающие ключевые посты в организации, должны принимать участие в проведении диагностических мер и осоз¬навать необходимость научного подхода к решению проблем.
2. Следует привлекать консультантов по вопросам поведения человека к созданию программы развития. Руководители и спе¬циалисты должны получить соответствующую подготовку, чтобы продолжить и поддержать работу по разви-тию.
3. Руководители более высокого уровня должны поддерживать работу ру-ководителей более низкого уровня по программе развития.
4. Участники должны достичь понимания того, что собой представляет раз-витие, в какой мере компоненты развития аналогич¬ны обычным мерам, с которы-ми они сталкивались, и как они помогут участникам добиться быстрого успеха в выпол¬нении программы развития.
5. Следует использовать модель исследований действием: ди¬агностирование состояния организации или подразделения, предоставление соб-ранной информации их членам, состав¬ление планов действий на основе этой ин-формации, за чем должен последовать следующий диагноз.
6. Члены рабочей группы должны принимать участие наравне с ее руково-дителем.
7. В развитии должны принимать участие сотрудники кадровой службы ор-ганизации, и при необходимости следует изменить политику и практику работы с кадрами.
8. Управление процессом OP осуществляется на основе оцен¬ки результатов. Эти результаты должны стать исходными Данными для планирования будущего участия в деятельно¬сти по развитию. Эффективность программы развития очень зависит от ситуации, к развитию следует применить ситуационный подход.
Заключение:
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разрабо-тать и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошёл, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структури-руя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допус-кает подчинённых к участию в решениях производственных проблем, в третьих – безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.
В процессе работы над исследованиями [1-31] мы узнал, что:
1. Есть три основных подхода к пониманию сути лидерства — это подход с позиций личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.
2. Подход с позиций личных качеств сделал попытку определить соотноше-ние между наличием конкретных личных качеств и эффективностью лидерства.
3. Поведенческий подход дал классификацию стилей лидерства — манеры пове¬дения с подчиненными — в континууме от автократичного до либерального стиля.
4. В высшей степени авторитарный или автократичный руководитель навя-зывает свою волю подчиненным путем принуждения, вознаграждения или ссылки на традицию. Предположения автократа, которые МакГрегор назвал теорией «X», не принимают во внимание способностей исполнителей. Руководитель демокра¬тичный, позволяющий подчиненным участвовать в принятии решений, чьи пред¬положения МакГрегор назвал теорией «У», предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения, разумной веры или харизмы. Он избегает навязывать свою волю подчиненным. Либеральный руководитель дает подчиненным практически полную свободу.
5. Лайкерт делит руководителей на тех, кто ориентирован на работу и тех, кто ориентирован на человека. Руководитель, ориентированный на работу, забо-тится о том, чтобы спроектировать задачу на максимальную производительность и разработать систему вознаграждений для стимулирования желания работать усерднее. Руководитель, ориентированный на человека, старается оказывать вли¬яние путем улучшения человеческих отношений. Лайкерт предложил контину¬ум четырех систем (стилей) лидерства: от эксплуататорско-авторитарного до демо-кратичного стиля, того, что позволяет подчиненным участвовать в принятии решений.