Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руково-дство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с руководством. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство, как специфический тип в отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации.
В данной группе базовыми были определены потребности в материальном стимулировании и в групповом признании и уважении.
Если делать обобщенных вывод по лидерства сотрудников, для всех групп мотивирующим фактором является материальное вознаграждение. Но имеются и другие факторы, которые влияют на мотивацию работников:
Хорошее рабочее место, если рабочее место не нравится работнику, если работник не чувствует себя там в безопасности, ему не комфортно, то и производительность труда будет падать, мотивация к труду будет снижаться, пусть не быстро, но все-таки будет падать.
Удобный график работы. Для работника это тоже является важным фактором. Если график работы не подходит работнику, ему приходиться подстраиваться к графику, а со временем, это может привести к снижению лидерства.
Дружный коллектив. Если в коллективе плохая атмосфера и нет взаимопонимания – это влияет психологически на работника, его лидерства.
Для того чтобы понять, как проходят лидерственные процессы на предприятии были использованы анкета и тесты.
Анкета, проведенная среди работников ООО «Меркурий»
1. Коротков Э.М. Концепция менеджмента, М., 2006.
2. Пинигина Г.В. Психология управления коллективом: Учеб. Пособие / КузГТУ. – Кемерово, 2005. 125 стр.
3. Гончаров В.В. В поисках совершенствования управления: руководство для высшего управленческого персонала. – М.: МП «Сувенир», 2003.
4. Грачёв М.В. и др. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации. – М.: Дело, 2003.
5. Динь Ле Хао. Динамика требований к авторитету руководителя в условиях экономической реформы. – М., 2003.
6. Кови С. Семь навыков лидера: Пер. с англ. – Минск: Парадокс, 2006.
7. Руководство и лидерство. – СПб., 2003.
8. Психологический каталог hp.pccenter.ru.
9. Газета лидер www.etel.ru/leader/
10. Неофициальная страница факультета психологии МГУ www.flogiston.df.ru
11. Электронная версия «Психологической газеты» www.dux.ru/pg/
12. Каталог психологических ресурсов www.module.ru/~psynenet/links/
13. Нейролингвистическое программирование www.nlp.ru
14. Научно-учебный центр психологии НГУ www.nsu.ru/psych/
15. Общественно-политический журнал “Интеллектуальный капитал” www.intellectualcapital.ru/
16. Психологические Web-ресурсы attend.to/tabularasa/
17. Аннотируемые ссылки на психологические ресурсы Русского Интернет (под редакцией Петровской Г.) omni.adt/psychology/
18. Американский менеджмент. Теория и практика. – М.: Наука, 2003;
19. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е издание – Москва: Гардарики, 1999. – 528 стр.