Введение:
В современном мире малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.
Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует актуальность исследования особенностей субъектов малого предпринимательства и понимания их роли в экономике страны.
Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Как убедительно показала мировая практика, именно малое и среднее предпринимательство позволяет осуществить в кратчайшие сроки структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей – собственников.
Глава 2:
Оперативность и эффективность разрешения споров, упрощенную процедуру разбирательства, возможность проведения разбирательства вне места постоянного пребывания третейского суда, в том числе непосредственно по месту нахождения сторон спора.
2. Наличие возможностей для выбора оптимального варианта организации третейского суда, т.е. создания специализированного третейского суда; формирование списка арбитров, назначение Председателя третейского суда, ответственного секретаря третейского суда и его персонала; самостоятельную разработку и утверждение документов, регламентирующих его деятельность и определение правовых процедур третейского разбирательства, а также корректировка их содержания по мере необходимости.
3. Конфиденциальность третейского разбирательства и создание условий для сохранения коммерческой тайны.
4. Создание позитивной судебной практики и появление необходимых прецедентов правоприменения.
5. Самоокупаемость третейского суда, экономию средств спорящих сторон.
6. Возможность привлечения в качестве арбитров не только юристов, но и специалистов со знанием технологий некоторых специфических областей предпринимательской деятельности, например фондового, страхового рынка и т.д.
Перечисленные преимущества в определенной степени способствуют росту популярности третейских судов при разрешении экономических споров среди участников предпринимательской деятельности, хотя рассчитывать на широкое распространение третейского разбирательства в силу российского менталитета, ориентированного на судебную защиту, вряд ли следует.
В связи с этим особенно интересным и перспективным направлением является создание третейских судов, специализирующихся на разрешении правовых конфликтов в определенной сфере гражданского оборота (фондового рынка, биржевой торговли, страхования, банковской деятельности, производства и реализации сельскохозяйственной продукции), способными обеспечить квалифицированное правоприменение при разрешении конфликтных ситуаций.
Следует использовать богатый исторический опыт как России, так и зарубежных стран, например в отношении использования уникальных зарубежных третейских судов, называемых "совестные суды", которые могут выносить решение либо на основе закона, либо по согласию сторон, "по совести".
Необходимо отметить, что на территории государств, образованных после распада СССР, нет единого координирующего центра по вопросам международного коммерческого арбитража. В связи с наличием достаточно интенсивных торговых связей между бывшими республиками СССР есть насущная потребность создания такого органа, который бы обеспечил соответствующую регламентацию экономических споров между субъектами предпринимательской деятельности бывших союзных республик. Учредителями такого органа могли бы выступить торгово-промышленные палаты стран СНГ, используя при этом богатый опыт деятельности Международного Арбитражного Суда при Международной торговой палате (Париж).
Определенные трудности связаны с исполнением решения третейского суда. В статье 46 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" перечислены основания для отказа в выдаче приказа на принудительное исполнение решения третейского суда. Если компетентный суд откажет в выдаче исполнительного листа, то у заинтересованной стороны есть право на обращение в третейский суд либо в компетентный суд в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности. Сказанное создает дополнительные неудобства для добросовестной стороны. По нашему мнению, уровень компетентности арбитров Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ позволяет наделить их правом выдавать исполнительные листы по рассмотренным спорам, закрепив данное полномочие в законе о третейских судах.
Заключение:
Развитие малого предпринимательства в России предполагает более внушительный процент разорившихся предприятий, чем в странах с развитой управленческой инфраструктурой. Малые предприятия объективно, по своей природе находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров.
Сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, им нередко не хватает средств для проведения маркетинга. Все это ставит малые предприятия в невыгодное положение на рынке. Поэтому представляется необходимым иметь четкое представление об опасностях, подстерегающих малые предприятия и об особенностях в управлении фирмой в малом бизнесе.
В условиях нестабильности внешней среды - колебаний цен на сырье и энергию, инфляции, скачков валютных курсов, изменений в экономической политике государств - малые и средние предприятия стараются использовать наряду с преимуществами специализации возможности, предоставляемые производственной кооперацией, расширением масштаба производства, проведением совместных научных исследований и разработок, разделением финансового риска. Только объединяя усилия по целому ряду направлений, малые предприятия могут рассчитывать на стабильное положение в структуре экономики, успешную конкуренцию и сотрудничество с крупными предприятиями.
Основными проблемами малого бизнеса, которые важно учитывать при управлении фирмой, являются:
Несовершенство налоговой системы: слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику.
Административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован.
Нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.
Нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование. Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке.
Отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей.
А также отмечается отрицательное влияние на малые предприятия таких явлений, как:
Недостаток четкого правового регулирования любых взаимоотношений в бизнесе.
Нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования, т.е. цена продукции в меньшей степени определяется издержками производства, чем внешними факторами.
Слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятий от государства.
При разработке механизмов поддержки малого предпринимательства важно:
Не приводить в противоречие интересы государства и малого бизнеса.
Способствовать установлению кооперационных связей малого и крупного бизнеса.
Особое внимание уделить проблемам венчурного бизнеса.
Осуществлять поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Усовершенствовать законодательство.
Развитие малого предпринимательства - важная экономическая и политическая проблема. Необходима целостная системная методология развития ма¬лого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к ма¬лому бизнесу.
Малые предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний.