Дипломная по теме: Потребность в материнстве

Название работы: Потребность в материнстве

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

72 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Теоретическое изучение зависимости соматического состояния новорожденного от эмоционального принятия его матерью во время беременности 5

1.1. Обзор концепций материнства в психоанализе 5

1.2. Развитие ребенка с позиции психоаналитического подхода и роль взаимоотношений с матерью в соматическом неблагополучии ребенка 21

1.3. Аспекты изучения влияния матери на ребенка во время беременности и после родов 29

Глава 2. Эмпирическое исследование зависимости соматического состояния новорожденного от принятия его матерью во время беременности 49

2.1. Программа исследования 49

2.2. Результаты исследования и выводы 53

Заключение 62

Библиография 64

Приложения 69

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. В настоящее время в России происходит трансформация традиционных стереотипов репродуктивного поведения, меняются паттерны семейных отношений. Создание семьи откладывается на более поздний возраст, уменьшается количество детей в семье, дилемма «ребенок или карьера» все чаще решается женщинами в пользу карьеры.

В социологических и психологических исследованиях отмечается, что демографические тенденции приобретают тревожный характер: смертность превышает рождаемость, происходит естественная убыль населения.

Для самосознания современной женщины характерны две тенденции. Одна тенденция заключается в том, что женщина становится активным субъектом на поприще социальной деятельности. Другая состоит в том, что для женщины в нестабильном социуме возрастает значимость семьи, где реализуется потребность ее членов в любви и безопасности, а ребенок выступает как гарант возможной реализации полноценного бытия.

Обе эти тенденции носят внешний характер. Глубинно конец XX и начало XXI века создают условия, которые влияют на традиционно сложившуюся ментальность материнства.

Контекст ментальности материнства зависит от общей социальной ситуации. Сегодня в числе прочих проблем, связанных с глобализацией, это и социальные перемены, отражающие новые достижения в репродукции с помощью медицины. Прежде всего, речь идет о социальном родительстве и биологических предтечах происхождения ребенка, о донорском материнстве, анонимном предоставлении спермы, заимствовании чужой яйцеклетки и о многом другом. Все эти достижения науки и техники, реально помогая отдельным людям - женщинам, мужчинам, семьям, в действительности отчуждают ценность материнства как уникальную, неповторимую возможность зачать, выносить и выпестовать ребенка. Отчуждение может происходить как в общественном самосознании, так и в самосознании самой матери. Каждая женщина как уникальная личность сама может определять свое отношение к материнству. Но если у женщины специфически осложненные особенности, если она живет во времени, когда, благодаря новым достижениям науки материнство вольно или невольно девальвируется, ей может быть чрезвычайно сложно обрести себя в материнстве. Материнство - культурный феномен, и его смысл и значение могут меняться вместе с культурой. Изучение некоторых аспектов феномена материнства и его отражения в самосознании женщины XXI века - актуальная социальная и психологическая проблема.

Методологическая основа исследования состоит в понимании значения условий, предпосылок и внутренней позиции женщины как основополагающих факторов, определяющих развитие эмоционального приятия будущего ребенка. Разделяя общую методологическую позицию в отношении понимания развития личности, мы опираемся на концепцию B.C. Мухиной относительно влияния реалий развития и бытия личности на ее самосознание.

Глава 2:

Нужно сказать, что при оценке результатов по этой методике, показатели приятия ребенка практически у всех женщин были достаточно высокими. Но при сопоставлении этих результатов со свободными ассоциациями, оказалось, что они не всегда совпадали. В некоторых случаях, у женщин при работе со свободными ассоциациями и в родах отчетливо читалась агрессия к будущему ребенку, тогда как результаты по первой беседе были достаточно высокими. В данной ситуации видится возможным предположить, что либо эта агрессия не осознается и вытесняется из сознательного, либо женщина на первой встрече дает социально приемлемые ответы.

В связи с вышеупомянутыми моментами, следует отметить, что работа со свободными ассоциациями и результаты полученные по этой методике, оказались более достоверными. Именно результаты свободных ассоциаций подтвердились последующей работой с женщинами

По методике свободных ассоциаций из 30 обследованных агрессию и неприятие можно было диагностировать у 16 женщин. Из них высокий уровень агрессии у 7-ми. Приязненно высказывались14 женщин, из них у 8-ми ощущалась тревога в различной степени, касающаяся рождения и последующих отношений с будущим ребенком.

Заключение:

На основании проведенною автором дипломного исследования можно сделать следующие обобщающие выводы:

1. Медико-социальные проблемы семьи, ожидающей ребенка, демографический кризис в обществе, могут выступать как стрессогенные факторы и приводить к нарушению здоровья матери и ребенка. Это обосновывает необходимость создания психопрофилактической службы в родильных домах и женских консультациях, решающей задачи диагностики и коррекции, просвещения и консультирования.

2. Важнейшим психопрофилактическим принципом работы с беременными и роженицами является учет их индивидуальных особенностей, а также характера личностного реагирования на трудные ситуации, способности к самоорганизации. Основными этическими нормами работы психолога в роддоме являются компетентность, профессиональная и социальная ответственность, уважение к человеческим правам и достоинствам членов семьи, ожидающей ребенка.

3. Беременность и роды являются для женщин временем значительных психосоциальных и физиологических перемен, которое нередко сопровождается нестабильными психическими изменениями различной степени выраженности. В этой связи медицинское обслуживание пациенток, независимо от особенностей психических проявлений депрессии, рекомендуется осуществлять путем тесного взаимодействия акушеров, психологов, психотерапевтов.

4. Сравнение групп с низким и высоким уровнями эмоционального приятия ребенка выявило, что женщины с высоким уровнем эмоционального приятия имеют более высокую успешность родов и показатель новорожденных (по Апгар). Уровень подготовки к родам и материнству оценивается по характеру свободных ассоциаций. Эти темы находят отражение в осознанных размышлениях и планах, а также в неосознанных реакциях, (сфера бессознательного - сны, рисунки, психосоматические реакции). У женщин с высоким уровнем эмоционального приятия эти темы имеют позитивно-ориентированный контекст и являются хорошей базой для формирования эффективной стратегии поведения и реализации роли матери.

5. Методы исследования позволили выявить скрытые внутриличностные деструктивные процессы, связанные с эмоциональными травмами, неэффективным жизненным опытом и установками по отношению к себе, окружающим и реализации себя в материнстве. Это способствует формированию низкого уровня эмоционального приятия ребенка.

Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они доведены до вида, пригодного к применению при решении задач психологической адаптации и компенсации в период беременности и родов.

Похожие работы на данную тему