Введение:
Основная цель проекта заключается в разработке такой оценочной системы, которая позволила бы компании осуществлять стратегическое управление на долгосрочной основе, решать принципиальные задачи процесса управления и ориентироваться в своей деятельности на систему показателей, дающей возможность всем сотрудникам компании скоординировать свои действия по достижению общей стратегии и оценить их последствия в будущем. Предполагается расширить анализ и планирование деятельности компании, основой которого традиционно являются данные финансовой отчетности, используя нефинансовые аспекты, направленные на создание стоимости посредством инвестирования в клиентов, поставщиков, работников, производство и инновации. Такая система разрабатывается в рамках данного проекта на основе сбалансированной системы показателей эффективности Р.Каплана и Д.Нортона, которая дополняет систему финансовых параметров компании системой оценки перспектив, и рассматривает ее по четырем критериям – финансовому, взаимоотношениям с клиентами, внутренним бизнес-процессам, а также обучению и развитию персонала. Основная задача проекта, – используя сбалансированную систему показателей, повысить эффективность деятельности компании, выраженной в росте экономической стоимости. Разработку и внедрение системы сбалансированных показателей эффективности предполагается осуществить в компании «Электрограф-Инжиниринг».
Компания «Электрограф-Инжиниринг» до 2000 года являлась производственным подразделением фирмы «Электрограф», занимающейся продажей импортного оборудования для полиграфической промышленности. В настоящее время предприятие отделилось от управляющей компании и самостоятельно функционирует на высоко конкурентном рынке в полиграфической отрасли. Деятельность компания «Электрограф-Инжиниринг» заключается в производстве оборудования для полиграфии, обеспечении сбыта, сервисного обслуживания, а также в разработке новых марок оборудования.
В настоящее время компания активно развивается и расширяет свою клиентскую базу, как в России, так и в страны ближнего зарубежья и СНГ. На фоне роста наблюдаются проблемы финансового и организационного характера. На основе анализа по четырем оценочным критериям деятельности компании (финансы, клиенты, бизнес-процессы, персонал), который был проведен при участии линейных и топ-менеджеров компании, были сгруппированы проблемы по этим критериям. Исходя из этих проблем, были выявлены основные задачи, на решение которых необходимо опираться при разработке системы сбалансированных показателей в рамках данного проекта:
- Ориентир на укрепление конкурентных преимуществ в области разработки и выпуска современного технологического оборудования с сопутствующими услугами, совершенствуя потребительскую ценность предложения (технологию, сроки поставки, ценообразование, имидж марки и пр.), удовлетворяющего требуемому уровню прибыльности;
Глава 4:
Основой финансово-экономического обоснования проекта является определение денежных потоков в соответствии с поставленными целями. За основу берется уровень финансовой составляющей сбалансированной системы показателей. Для оценки и планирования показателей выполняется следующий порядок составления финансовых планов, позволяющий запланировать как параметры текущей деятельности, нацеленные на выполнение стратегии компании, так и дающий основу для анализа инвестиционной стратегии компании и планирования денежных потоков.
1. Определяется прогноз продаж (в натуральном и денежном выражении) на основе имеющегося спроса на продукты компании, с использованием анализа прибыльности продукта и целей компании, связанных с достижением нужных темпов роста с помощью конкурентного преимущества дифференциации. В прогнозе продаж учитывается новая ценовая политика.
Заключение:
. Определены ключевые бизнес-процессы компании, ориентированные на удовлетворение потребностей клиентов целевого сегмента и цепочки создания стоимости для клиента. В отличие от традиционной модели, ориентирующейся на контроль и улучшение показателей операционного процесса (издержки, качество, временной цикл), были выделены в качестве ключевых процессов инновационная деятельность, сбыт и послепродажное обслуживание, обратная связь.
7. Определены факторы, влияющие на эффективность работы персонала, способствующие выполнению долгосрочных целей компании, поставленных в финансовой, клиентской и составляющей внутренних бизнес-процессов компании. Определены сферы компетентности, которые необходимо совершенствовать для успешного функционирования ключевых бизнес-процессов компании.
8. Отражена стратегия компании через сбалансированную систему показателей, представляющую набор взаимосвязанных показателей результатов и факторов их достижения на основе причинно-следственных отношений. Сотрудниками компании получена информация о том, к каким ключевым показателям нужно стремиться и что нужно сделать для создания будущей потребительской ценности и достижения параметров ССП.
9. В финансово-экономическом обосновании проекта проиллюстрировано влияние структурированной стратегической позиции компании на финансовые результаты, выраженные в денежных потоках. Определены основные формы для составления бюджетов инвестиционных проектов компании, дающие возможность оценивать дифференциальные денежные потоки от выпуска нового продукта, а также дающие представление об оценке доходности тех или иных проектов компании.
9. Даны рекомендации для дальнейшей разработки системы и конкретизации показателей на уровне подразделений и перевода ССП из оценочной системы в систему управления.