Введение:
Актуальность исследования. Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального вос-питания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно по-нимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Творческое начало до-школьников, чрезвычайная изобретательность в передаче интонаций, природ-ная активность, вера в свои творческие возможности являются ценным источ-ником их творческого развития. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех ви-дах деятельности. Б.Ф.Асафьев подчеркивал в этой связи, прежде всего воспи-тательную ценность детского творчества.
Доказательством значимости формирования творческих навыков у детей являются работы Б.Л. Яворского. Согласно мнению Н.А.Ветлугиной, творчест-во является важным условием и средством развития способностей образного видения мира.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических про-блем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.
В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л.Футлик.
Одним из наиболее популярных подходов к формированию творческой личности является технология решения изобретательских задач, основополож-ником которой является Г.С. Альтшуллер.
Сегодня практика использования ТРИЗ представлена в исследованиях и разработках С.Ефремова, М.Гафитулина С.Иванова В.Тимоховой, Л.Марьяновской, А.Кислова, А.Нестеренко, А.Страунинг, Т. Сидорчук, Н.Хоменко и других.
Однако, анализ работ вышеперечисленных авторов показал, что сущест-вующий опыт в основном разрабатывался для применения на занятиях по раз-витию речи, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности.
В процессе сбора и анализа литератур нам не удалось наитии ни одной статьи по проблеме использования методов ТРИЗ и РТВ на занятиях по музы-кальному развитию.
Поэтому мы считаем актуальной тему нашего исследования: «Формиро-вание музыкальных способностей младших дошкольников на основе техноло-гии ТРИЗ».
Глава 2:
В первом варианте интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим, моделированном) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий - обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразитель-ности, художественного решения с характером музыкального образа.
Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музы-ки как вида искусства и особенностям восприятия дошкольников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру му-зыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направ-ление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации.
Объектами словесного рисования являются описания природы, внешнего облика персонажа в программных музыкальных произведениях.
Второй вариант творческих заданий важен для формирования ассоциа-тивного мышления, овладения навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. Например: На что похоже это облако? (ветка, звук, музыкальный мотив, и тому подобное). Интересно описание конкретных явлений окружаю-щего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместна и игра «Что на что похоже?». Все эти задания способствуют развитию видения, слышания и умения замечать вырази-тельные свойства предметов и явлений.
В круг творческих заданий, относящихся к третьей группе, входят такие задания, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта те-мы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое за-дание: осмыслить роль художественной детали на примере эффекта, который возникает от перестановки слов, звуков, красок, приводящих к изменению це-лостного образа. Или такое задание: представить поведение героя и его музы-кальный портрет в измененных обстоятельствах.
Поскольку один из видов музыкальной деятельности на занятиях музыкой является пение, то целесообразно для усвоения средств выразительности прибе-гать к методу варьирования мелодии: одни и те же напевы пропевать решитель-но, мягко, задумчиво, что требует соответствующего исполнения темы, динами-ки, звукоизвлечения и так далее. Подобные вариативные творческие задания следует предлагать и в таких видах деятельности, как слушание, сочинение, ис-полнение.
Заключение:
В ходе исследования нами были изучены возможности технологии ТРИЗ в формировании музыкальных способностей младших дошкольников, а именно проанализированы познавательные основы развития музыкальных способно-стей младших дошкольников, выявлены педагогические условия развития му-зыкальных способностей младших дошкольников на основе технологии ТРИЗ; разработан практический материал по ТРИЗ для развития музыкальных способ-ностей младших дошкольников, эмпирически проверена эффективность техно-логии ТРИЗ в развитии музыкальных способностей младших дошкольников.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что практика использования технологии ТРИЗ в ДОУ имеет богатый опыт. Од-нако, использование методов ТРИЗ в музыкальном воспитании дошкольников в литературе не рассматривается.
В ходе теоретического исследования мы рассмотрели историю практики использования ТРИЗ в ДОУ. Приемы, формы работы, методики в рамках техно-логии ТРИЗ разрабытавались С.Ефремовым, М.Гафитулиным, С.Ивановым, А.Нестеренко, А.Страунинг, С.Кравцовым, Т. Сидорчук, Н.Хоменко и др.
В программе «ТРИЗ» используются методы и приемы, разработанные М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом, А.М. Страунинг и других.
Методы ТРИЗ и РТВ могут быть использованы на музыкальных занятиях в процессе слушания, восприятии, пения, исполнительства в форме творческих заданий.
Нами было рассмотрено понятие музыкальных способностей и их струк-тура.
Музыкальные способности - индивидуальные психологиче¬ские свойства человека, обусловливающие восприятие, исполне¬ние, сочинение музыки, обу-чаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально прояв-ляющиеся музы¬кальные способности называют музыкальной одаренностью.
Элементарные музыкальные способности (чувство музыкаль¬ной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.) обусловлива¬ет возможность полноценно-го восприятия музыки, пения и музицирования на инструменте. К сложным му-зыкальным способностям относят такие, которые связаны с осуществлением профессиональной музыкальной дея¬тельности (композиторской, исполнитель-ской), например чув¬ство формы, чувство стиля, музыкальная обучаемость и др. К сложным музыкальным способностям относят такие, которые связаны с осу-ществлением профессиональной музыкальной дея¬тельности (композиторской, исполнительской), например чув¬ство формы, чувство стиля, музыкальная обу-чаемость и др.