Дипломная по теме: Формирование музыкальных способностей дошкольников на основе технологии ТРИЗ

Название работы: Формирование музыкальных способностей дошкольников на основе технологии ТРИЗ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ 6

1.1. Использование технологии ТРИЗ в системе образования 6

1.2. Общая характеристика и структура музыкальных способностей младших дошкольников 17

1.3. Развитие музыкальных способностей с помощью технологии ТРИЗ 30

1.4. Формирование музыкальных способностей младших дошкольников в ДОУ 41

Выводы по первой главе 59

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ 61

2.1. Организация и методика исследования 61

2.2. Формирование музыкальных способностей младших дошкольников на основе технологии ТРИЗ 65

2.3. Анализ результатов исследования 76

Выводы по второй главе 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

ГЛОССАРИЙ 85

ЛИТЕРАТУРА 87

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального вос-питания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно по-нимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Творческое начало до-школьников, чрезвычайная изобретательность в передаче интонаций, природ-ная активность, вера в свои творческие возможности являются ценным источ-ником их творческого развития. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех ви-дах деятельности. Б.Ф.Асафьев подчеркивал в этой связи, прежде всего воспи-тательную ценность детского творчества.

Доказательством значимости формирования творческих навыков у детей являются работы Б.Л. Яворского. Согласно мнению Н.А.Ветлугиной, творчест-во является важным условием и средством развития способностей образного видения мира.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических про-блем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.

В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л.Футлик.

Одним из наиболее популярных подходов к формированию творческой личности является технология решения изобретательских задач, основополож-ником которой является Г.С. Альтшуллер.

Сегодня практика использования ТРИЗ представлена в исследованиях и разработках С.Ефремова, М.Гафитулина С.Иванова В.Тимоховой, Л.Марьяновской, А.Кислова, А.Нестеренко, А.Страунинг, Т. Сидорчук, Н.Хоменко и других.

Однако, анализ работ вышеперечисленных авторов показал, что сущест-вующий опыт в основном разрабатывался для применения на занятиях по раз-витию речи, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности.

В процессе сбора и анализа литератур нам не удалось наитии ни одной статьи по проблеме использования методов ТРИЗ и РТВ на занятиях по музы-кальному развитию.

Поэтому мы считаем актуальной тему нашего исследования: «Формиро-вание музыкальных способностей младших дошкольников на основе техноло-гии ТРИЗ».

Глава 2:

В первом варианте интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим, моделированном) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий - обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразитель-ности, художественного решения с характером музыкального образа.

Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музы-ки как вида искусства и особенностям восприятия дошкольников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру му-зыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направ-ление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации.

Объектами словесного рисования являются описания природы, внешнего облика персонажа в программных музыкальных произведениях.

Второй вариант творческих заданий важен для формирования ассоциа-тивного мышления, овладения навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. Например: На что похоже это облако? (ветка, звук, музыкальный мотив, и тому подобное). Интересно описание конкретных явлений окружаю-щего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместна и игра «Что на что похоже?». Все эти задания способствуют развитию видения, слышания и умения замечать вырази-тельные свойства предметов и явлений.

В круг творческих заданий, относящихся к третьей группе, входят такие задания, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта те-мы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое за-дание: осмыслить роль художественной детали на примере эффекта, который возникает от перестановки слов, звуков, красок, приводящих к изменению це-лостного образа. Или такое задание: представить поведение героя и его музы-кальный портрет в измененных обстоятельствах.

Поскольку один из видов музыкальной деятельности на занятиях музыкой является пение, то целесообразно для усвоения средств выразительности прибе-гать к методу варьирования мелодии: одни и те же напевы пропевать решитель-но, мягко, задумчиво, что требует соответствующего исполнения темы, динами-ки, звукоизвлечения и так далее. Подобные вариативные творческие задания следует предлагать и в таких видах деятельности, как слушание, сочинение, ис-полнение.

Заключение:

В ходе исследования нами были изучены возможности технологии ТРИЗ в формировании музыкальных способностей младших дошкольников, а именно проанализированы познавательные основы развития музыкальных способно-стей младших дошкольников, выявлены педагогические условия развития му-зыкальных способностей младших дошкольников на основе технологии ТРИЗ; разработан практический материал по ТРИЗ для развития музыкальных способ-ностей младших дошкольников, эмпирически проверена эффективность техно-логии ТРИЗ в развитии музыкальных способностей младших дошкольников.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что практика использования технологии ТРИЗ в ДОУ имеет богатый опыт. Од-нако, использование методов ТРИЗ в музыкальном воспитании дошкольников в литературе не рассматривается.

В ходе теоретического исследования мы рассмотрели историю практики использования ТРИЗ в ДОУ. Приемы, формы работы, методики в рамках техно-логии ТРИЗ разрабытавались С.Ефремовым, М.Гафитулиным, С.Ивановым, А.Нестеренко, А.Страунинг, С.Кравцовым, Т. Сидорчук, Н.Хоменко и др.

В программе «ТРИЗ» используются методы и приемы, разработанные М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом, А.М. Страунинг и других.

Методы ТРИЗ и РТВ могут быть использованы на музыкальных занятиях в процессе слушания, восприятии, пения, исполнительства в форме творческих заданий.

Нами было рассмотрено понятие музыкальных способностей и их струк-тура.

Музыкальные способности - индивидуальные психологиче¬ские свойства человека, обусловливающие восприятие, исполне¬ние, сочинение музыки, обу-чаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально прояв-ляющиеся музы¬кальные способности называют музыкальной одаренностью.

Элементарные музыкальные способности (чувство музыкаль¬ной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.) обусловлива¬ет возможность полноценно-го восприятия музыки, пения и музицирования на инструменте. К сложным му-зыкальным способностям относят такие, которые связаны с осуществлением профессиональной музыкальной дея¬тельности (композиторской, исполнитель-ской), например чув¬ство формы, чувство стиля, музыкальная обучаемость и др. К сложным музыкальным способностям относят такие, которые связаны с осу-ществлением профессиональной музыкальной дея¬тельности (композиторской, исполнительской), например чув¬ство формы, чувство стиля, музыкальная обу-чаемость и др.

Похожие работы на данную тему