Введение:
Оборотные средства являются составной частью имущества торговой и
промышленной фирмы. Их доля колеблется в пределах от 40 до 60 процентов от имущества фирмы. На колебания доли существенное влияние оказывает как отраслевая принадлежность фирмы, так и умение рационально управлять оборотными средствами. Оборотные средства подразделяются на две основные категории: средства в производстве - запасы на складах, незавершенное производство, готовая продукция на складе, и средства в расчетах - средства временно выведенные из процесса производства, т.е. дебиторская задолженность.
Средства в производстве не должны быть излишними. Их должно быть достаточно для производства, их необходимо оптимизировать. Средства в расчетах необходимо минимизировать. Чем меньше средств отвлечено в расчеты, тем лучше у фирмы складываются взаимоотношения с фирмами-потребителями продукции, тем выше деловая активность фирмы.
Оборотные средства фирмы находятся в состоянии непрерывного движения, совершают кругооборот. Кругооборотом средств необходимо руководить. Надо следить за тем, чтобы в нужный момент, например, к очередной выплате заработной платы, у фирмы имелись денежные средства. Для этого необходимо обеспечить торговой фирме равномерные закупки, производственной фирме равномерный и ритмичный выпуск и отгрузку продукции и получение денежных средств на расчетный счет.
Проблемам управления оборотными средствами, их составляющими (оборотными средствами в производстве и в расчетах) и источниками формирования (собственным капиталом в обороте, заемными средствами в виде краткосрочных пассивов) уделялось значительное внимание, как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
В отечественной литературе в условиях централизованного управления основное внимание уделялось понятию, сущности и роли оборотных средств в социалистической системе хозяйствования, отличию сущности оборотных
5
средств в социалистической и капиталистической экономике, установлению роли централизованных и отраслевых нормативов, нормированию потребности предприятий в оборотных средствах с учетом отраслевой специфики. Управлению оборотными средствами в централизованной экономике уделялось существенно меньшее внимание, чем управлению основными средствами, которому посвящено большое количество монографических исследований. Результатами социалистического хозяйствования стали систематический дефицит одних товаров и избыток других, что было связано с огромными потерями государственных ресурсов. В то же время исследований по проблемам управления запасами и их практическому использованию в централизованной экономике было недостаточно. Если в иностранной литературе монографических работ по управлению запасами насчитывается сотни наименований, то в отечественной литературе можно найти едва ли десяток исследований.
С переходом России к рыночной экономике, из-за ошибок и просчетов в экономической политике, в государстве сложилась необычная ситуация, несвойственная большинству стран, переходящих на рыночный путь развития. Подавляющая масса предприятий оказалась в кризисном состоянии, их финансово-хозяйственное положение резко ухудшилось. Выручка и прибыль существенно снизились. При замедлении сроков расчета имел место существенный рост объемов задолженности, находящейся в собственном капитале в обороте и в пассивах, и рост объемов отвлеченных оборотных средств, в том числе в производстве, расчетах и убытках.
Глава 4:
3) Операционный отдел. Этот отдел состоит из транспортного,
складского отделов и отдела закупок. Это самый крупный отдел компании. С
точки зрения настоящего исследования наибольший интерес представляет
отдел закупок, так как, именно он занимается управлением заказами и всю
информацию, которая необходима для реализации модели управления
запасами, можно получить от этого подразделения фирмы. Это, прежде всего,
еженедельные сводки инвентаризаций, в которых дается информация о товарах,
проданных за неделю, товарах уходящих из магазина и со склада, товарах,
приходящих за неделю в магазин и на склад. Из этого же отдела можно
получить информацию о недельных продажах магазинов, которые позволяют
определить «лидеров продаж». На основе этих частных сводок составляются
общие сводки, по которым видно, каких товаров осталось много и каких
товаров, вообще, не имеется. На основе этих данных компания делает прогнозы
спроса на товар и составляет график приобретения товаров. Это
осуществляется интуитивно, на основе экспертных оценок.
4) Отдел обеспечения. Этот отдел занимается материально-техническим
обеспечением жизнедеятельности компании.
В любом магазине розничной торговли компании главным лицом является закупщик, отвечающий за своевременную доставку товаров, их сбыт и
113
обеспечение прибыли. Он также регулирует запасы товаров, ведет их точный учет и подает заявки на пополнение запасов.
Во многих магазинах розничной торговли имеет место в отдельные моменты времени нехватка отдельных товаров, что уменьшает сбыт. Поэтому в качестве показателя, отражающего потери сбыта, используется вероятность дефицита.
Для приобретения товаров обычно выделяется ограниченная сумма денежных средств.
Поэтому при избытке товаров, не пользующихся спросом, сокращаются возможности закупки ходовых товаров. Если фактический уровень превышает запланированный, то иногда это сумму могут превысить или организовать продажу залежавшихся товаров по сниженным ценам, однако это осуществляется нерегулярно. Обычно 70% денежных средств расходуется в начале месяца, а остальные 30% используются для пополнения запасов в течение месяца. Как правило, этой суммы не хватает для закупки всех недостающих товаров. Если учесть, что в каждом магазине ассортимент товаров составляет от 1 до 2 тысяч наименований, то станет ясно, что у закупщика нет возможности обдумывать заказ по каждому товару и некоторые заказы подаются в спешке. В результате одних товаров не хватает, а другие имеются в избытке. Большое значение имеет рациональное размещение товаров. В самих магазинах компании, обычно, имеется лишь небольшое количество товара. Остальные запасы хранятся в подсобных помещения или на складах.
В зависимости от спроса и стоимости запасов основные товары делятся на три класса: А, В, С. основные характеристики этих групп товаров представлены в таблице 4.1.
Заключение:
Все рассмотренные в диссертации задачи возникли из практических
ситуаций, а их решение имело целью получение практических результатов. Вместе с тем, они формировались математически, причем реальные ситуации отображались в моделях в виде многих предпосылок, невыполнение которых может лишить смысла прикладника - экономиста. Его, прежде всего, интересует вопрос: «Когда и где применимы «научные» правила управления запасами, или, может быть, они вообще относятся к столь идеальным ситуациям, которые на практике не возникают?!»
Поэтому, хотя некоторые рекомендации в областях применения различных постановок задач и их решений давались по ходу изложения, целесообразно их систематизировать и привести некоторые общие качественные рекомендации.
Известно, что в основе любой экономики, лежит принцип сбалансированности: все то, что произведено в одном из звеньев логистической цепи взаимосвязей может быть использовано в другом, и напротив, то, что требуется для одного из звеньев, должно быть произведено другим. Таким образом, принцип сбалансированности есть принцип равенства поставок и спроса в любой цепи взаимосвязи. Однако сбалансированность никогда не является абсолютной: планирование стремится обеспечить ее лишь в среднем по времени и, как правило, в среднем по множеству товаров. Абсолютное равенство поставок и спроса невозможно в силу наличия факторов неопределенности, однако, она в той или иной мере проявляется, причем проявления тем более существенны, чем меньше интервал между принятиями решений о ходе производства по сравнению с периодом плановой сбалансированности. Следовательно, в цепи логистических взаимосвязей неизбежна несбалансированность, и, следовательно, возникновение запасов или задалживание в поставках.