Введение:
Как известно, большинство предприятий в нашей стране испытывает большие трудности, связанные в большей степени с нехваткой финансовых ресурсов. Следовательно, для устранения данной проблемы необходимо построить такую систему управления финансами на предприятии, которая позволила бы достичь стратегических и тактических целей его деятельности.
Та система управления финансами, которая используется большинством предприятий в современных экономических условиях порождает ряд серьезных противоречий между интересами самих предприятий и интересами государства, между рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков. Поэтому разработка эффективной системы управления финансами, формирование результативной финансовой политики является необходимым условием для развития любого предприятия.
Обобщение опыта отечественных предприятий в управлении финансами позволяет сделать вывод, что на современном этапе развития управленческой культуры в России происходит переход от решения простых задач (планирование и анализ движения денежных средств) к более сложным, комплексным (бюджетирование, планирование и управление капиталом, разработка и реализация финансово-экономической стратегии). Внедрение качественно новых рыночных методов управления финансами позволяет снизить дефицит денежных средств, эффективно управлять оборотным капиталом предприятия, осуществлять анализ и управление ассортиментом продукции, проводить эффективную ценовую политику.
Анализ разных точек зрения по вопросу определения финансового менеджмента позволяет сделать вывод, что общим в понимании этой категории является главное ее содержание как управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли.
Следует отметить, что определение финансовой политики в российских условиях отличается от принятого в зарубежных странах. Так, американские и западноевропейские финансисты определяют финансовую политику как управление финансами предприятия, имеющего своей главной целью максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов. В российских условиях это определение шире и включает набор методов для достижения тех целей , которые ставят перед собой сами предприятия.
В связи с этим данная проблема будет подробно рассмотрена и изучена на страницах дипломной работы.
Глава 3:
Одна из целей финансовой политики - своевременное выявление признаков банкротства предприятия. Банкротство связано с неплатежеспособностью предприятия /23/.
Во всех странах процесс банкротства, т.е. признание предприятия неплатежеспособным, регулируется государством специально издаваемыми законодательными актами и правительственными документами. В Российской Федерации основными такими актами являются Закон Российской Федерации
« О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 8 января 1998 года и постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятия» от 20 мая 1994 г.
В соответствии с действующим в России законодательством основанием для признания предприятия банкротом является невыполнение им своих обязательств по оплате товаров, работ и услуг по истечении трех месяцев со дня наступления сроков оплаты. Эти установленные условия и сроки дают основание поставщикам, исполнителям работ, кредиторам предъявлять через суд иски предприятиям-неплательщикам.
Финансовый менеджер должен обратить внимание на моменты, свидетельствующие о неблагоприятном финансовом состоянии предприятия: убытки от основной хозяйственной деятельности, недостаток оборотных средств, затруднения в получении коммерческих кредитов, уменьшение
поступления денежных средств от хозяйственных операций, падение рыночной цены ценных бумаг, выпущенных предприятием, неспособность погасить срочные обязательства и др.
Для определения признаков банкротства предприятия используются следующие количественные факторы: низкая величина показателя отношения
долговых обязательств к акционерному капиталу и показателя отношения долговых обязательств к общей сумме активов; низкий доход на инвестиции; низкая рентабельность; низкая величина отношения оборотного капитала к общей сумме активов и низкая величина отношения оборотного капитала к продажам; низкая величина отношения необоротных активов к долгосрочным обязательствам; нестабильная прибыль; резкое снижение цены акций; уменьшение дивидендных платежей; высокий показатель отношения постоянных затрат к общим затратам.
В международной практике для определения признаков банкротства предприятий используется формула Z-счета Э.Альтмана (5) :
Z-счет=( Оборотный капитал / Все активы х 1,2) + (Нераспределенная прибыль / Все активы х 1,4) = (Доход от основной деятельности / Все активы х 3,3) + (Рыночная стоимость обычных и привилегированных акций / Все активы х 0,6) + (Объем продаж / Все активы х 1). (5)
Если после произведенных расчетов окажется, что Z-счет равен или меньше 1,8, то вероятность банкротства этого предприятия очень высока; при величине Z-счета от 1,8 до 2,7 – вероятность высокая ; от 2,8 до2,9- банкротство возможно; от 3,0 и выше- вероятность банкротства очень низкая.
Согласно произведенного расчета по ОАО «Силикат»:
Z-счет = (24479,5 / 86580,5 х 1,2) + (-9287,9 / 86580,5 х 1,4)
Z-счет = 0,19 <1.8,
Это говорит о том, что вероятность банкротства очень высокая.
В Российской Федерации для выявления предприятий с неудовлетворительным финансовым состоянием и для выявления признаков их
банкротства используется методика 2, в соответствии с которой определяются следующие три финансовых коэффициента и устанавливаются их нормативы:
1.Коэффициент текущей ликвидности (Кт.л.) – отношение оборотных активов (за вычетом расходов будущих периодов) к сумме срочных обязательств определяется в соответствии с формулой (6):
Заключение:
В заключении дипломной работы необходимо отметить, что в ходе ее написания были рассмотрены основные этапы формирования финансовой политики предприятия, ее основные направления. На примере конкретного предприятия ОАО «Силикат» было изучено формирование финансовой политики, ее конкретных направлений и влияние ее на финансовый результат производственно-финансовой деятельности предприятия, были предложены конкретные мероприятия по ее совершенствованию. Кроме этого, можно сделать вывод, что в ходе формирования финансовой политики необходимо прежде всего выполнить следующие мероприятия по ряду направлений в области управления финансами на предприятии: проведение рыночной оценки стоимости активов, реструктуризация задолженности по платежам в бюджет, разработка программы мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы, разработка мер по снижению неденежных форм расчетов, проведение анализа положения предприятия на рынке и выработка стратегии развития предприятия, проведение инвентаризации имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия.
Следует отметить тот факт, что при разработке эффективной системы управления финансами возникает проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для проведения указанного развития и сохранения высокой платежеспособности предприятия.
Кроме этого, не следует забывать о том, что достижение предприятием желаемого финансового результата зависит во многом и от внешних факторов, влияющих на его финансово-хозяйственную деятельность (Приложение 4). Это и уровень инфляции в стране, и ставки налогов и сборов, и ставки процента за пользование банковским кредитом. Кроме того существенное влияние оказывает изменение законодательно-нормативной базы во всех сферах деятельности предприятия /22/.
Любое предприятие стремится разработать такую систему управления финансами, которая позволила бы достичь стратегических и тактических целей его деятельности. Как уже не раз отмечалось, сложившаяся на данный момент система управления финансами является малоэффективной и порождает ряд противоречий. Поэтому одной из задач реформы предприятия является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, которые должны быть адекватны к рыночным условиям. Это необходимо еще и потому, что результаты деятельности любого предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (инвесторов, акционеров, кредиторов, потребителей и производителей), так и внутренних (руководителей предприятия, работников административно-управленческих структурных подразделений и др.)
Финансовая политика ОАО «Силикат» тоже нуждается в реформе, которая может быть осуществлена по следующим направлениям:
1.Необходимо внести изменения в учетную политику предприятия, которые касаются следующего пункта:
- по мнению многих специалистов в сложившихся экономических условиях выгоднее применять метод Лифо для оценки производственных запасов, так как он обеспечивает увязку текущих доходов и расходов и позволяет сгладить влияние инфляции. Метод ЛИФО занижает прибыль, получаемую предприятием и обеспечивает уменьшение налоговых платежей.
2.Внедрение постоянного и системного финансового анализа деятельности предприятия. Кроме этого, следует постоянно повышать квалификацию
работников, ответственных за принятие управленческих решений как в области финансового планирования и формирования и формирования бюджетов предприятия, так и в других областях его деятельности.
3.Более широкое внедрение коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую