Введение:
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, воз-никновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования тру-довых ресурсов, возникают новые и обостряются старые про-блемы занятости, растет безработица.
Безработица представляет собой макроэкономическую про-блему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что про-блема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направ-ленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как не-рациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомо-гательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновре-менно существовала безработица.
Переход к рыночной экономике неизбежно привел к боль-шим переменам в использовании трудовых ресурсов. С пере-стройкой хозяйственной жизни страны проявилось много фак-торов, влияющих на качественные характеристики рынка ра-бочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизон-тальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение соци-ально-экономического положения и обострение межреспубли-канского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспече-нии трудоспособного населения рабочими местами, способст-вует возникновению локальных очагов безработицы. Эмигра-ция населения в страны дальнего зарубежья в основном ох-ватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.
Глава 3:
Вот основные меры такого рода, наиболее применимые в условиях сельскохозяйственной экономики Киясовского рай-она:
• Перераспределение имеющегося спроса на труд путем сти-мулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
• Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих пред-приятиях. Оно может иметь вид кредитования администра-цией района зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Пред¬приятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
• Развитие служб пере¬подготовки кадров и повышения квали-фикации.
• Предоставление рабочих мест, не ориентированных на по¬лучение прибыли, а связанных с работой в интересах об¬щества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
• Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы – администрация района) с целью ограничить рост заработной платы. С ра-ботодателей следует взимать налог на средства, дополни-тельно потра¬ченные на заработную плату, и направлять его на субсиди¬рование занятости.
Расширение занятости в будущем зависит и от инвести-ций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование сельскохозяйственных предприятий будут иметь трудосберегающий эф¬фект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Решение проблемы «очаговой» безработицы в населенных пунктах района, в которых находится 1-2 предприятия, должно осуществляться через сти¬мулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне населенных пунктов и реализацию региональной программы содействия занятости.
Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в сельскохозяйственном произ-водстве. Этот процесс обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регули¬ровании рынка труда.
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-пер¬вых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.
Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государст-вом до¬полнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредито¬валась не больше чем на 2%, а абсолютная ве-личина кредита не пре¬вышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.
Заключение:
В данной дипломной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта дея-тельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной рабо-ту все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вы-шесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда - это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предприни-мателями как субъектами спроса, возникающие по поводу ку-пли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает ко-лоссальное влияние со стороны различных субъектов трудо-вых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы на-емных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специали-зированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сег-менте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сег-ментов. Примером может быть необходимость коренного пре-образования существующей системы подготовки и переподго-товки кадров, которая, по сути, входит в состав потенци-ального рынка труда. Целенаправленное государственное ре-гулирование в этой области в совокупности с другими мера-ми на остальных сегментах может быть по-настоящему эффек-тивной.
В работе был также поставлен вопрос о необходимой сте-пени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, ко-гда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основ-ной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыноч-ным саморегулирующимся процессам для стимулирования эко-номического роста.