Введение:
На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в России отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. Довольно длительное время в России существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. На предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами, и в то же время существовала безработица.
Переход к рыночной экономике привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны появилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.
Так, свертывание деятельности отдельных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы. Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья, в основном, охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Но для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях, в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
Глава 3:
Вполне очевидно, что решение проблемы участия работников и их организаций в контроле за деятельностью аппарата Службы занятости может прийти в какое-то противоречие. Тем не менее, в обществе должна существовать, по крайней мере, элементарная степень доверия к этим службам занятости.
Доверие является одной из важнейших категорий ПР. Доверие — это более оптимальный тип поведения, чем недоверие, закрытость, подозрительность.
И если раньше была характерна односторонняя связь, то сегодня необходимо стремление к новым коммуникативным цепочкам, где роль населения становится столь же значимой. В сфере ПР это определяют такие задачи, как:
• информирование граждан о деятельности организации (службы занятости);
• обеспечение активного участия граждан в разработанных программах (общественных работах и т.п.), равно как и поддержка регулирующих программ (типа обучение, переобучение и т.п.);
• стимулирование поддержки гражданами программ служб занятости;
• создание благоприятного имиджа организации служб занятости.
Однако в нашей стране в целом отмечается снижение популярности Департамента занятости. Если в 1999 году отношение численности безработных, зарегистрированных в органах этой службы, к общей численности безработных составляло 96,5%, то в 2001 году этот показатель уже составил 83,6%.
В связи с этим важной становится задача выявления источников недоверия граждан службе занятости и преодоления в дальнейшем этих проблем.
Анализ деятельности Департамента занятости, опрос граждан, обращающихся в службу по вопросам трудоустройства, и пр. позволили выделить следующие основные группы причин, порождающих недоверие к органам службы занятости:
1) органы службы занятости в силу тех или иных условий (отсутствие средств и специалистов, в частности в сфере ПР) не могут убедить граждан в эффективности применяемых методов;
2) причины организационного характера, связанные с неумением службы занятости организовать практическое выполнение функциональных обязанностей, помимо выплаты пособий;
3) причины культурно-исторического типа, основная суть которых заключается в особенностях российского менталитета. Человек привык ожидать помощи от государства, что все сделают за него;
4) отсутствие объективной, оперативной, доступной и доходчивой информации о состоянии (или ситуации) на рынке труда.
Преодоление этого отчуждения подразумевает основная цель ведения деятельности «паблик рилейшнз» службой занятости — это создание внешней и внутренней социально-политико-психологической среды, благоприятной для успешной деятельности службы на рынке труда, обеспечение необходимого поведения этой среды в отношении службы занятости.
Для достижения своих целей при управлении службой занятости необходимо понимание позиций и ценностей соответствующих общественных групп. Сами же цели формируются под действием внешних факторов.
Деятельность «паблик рилейшнз», как нам думается, должна вестись по нескольким направлениям, ориентированным на различные группы общественности (сегменты рынка труда, категории безработных, слабо защищенные слои общества и т.д.), и на достижение конкретных целей (формирование имиджа службы занятости, преодоление кризиса в сфере занятости и др).
Таким образом, о деятельности ПР можно говорить как о новом роде деятельности, играющем большую роль в расширении границ управления рынком труда и занятостью. ПР — важный элемент деловых отношений как в государственном, так и в частном секторе, а также неотъемлемая часть эффективного управления любой организационной формой деятельности.
Заключение:
Исходя из проведенного нами исследования, с точки зрения влияния на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным влиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики.
Наличие многочисленных факторов, не связанных с макроэкономическими возможностями для занятости, может сделать бессмысленными попытки стабилизации положения на рынке труда за счет «чистых» экономических мер. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание «высокой способности к занятости» рабочей силы, а также поддержка благоприятной «рабочей среды», позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу трудовой политики и политики развития рабочей силы.
По мере расширения открытой безработицы, в том числе в связи с оптимизацией фонда рабочего времени, приведения численности работающих к величине «экономически заданного спроса», будет усиливаться значение преодоления открытой безработицы как ключевой составляющей политики на рынке труда. Ее базовая задача - повышение «способности к занятости» безработных граждан. Под повышением «способности к занятости» безработных понимается снятие объективных препятствий (информационных, квалификационных, социальных, психологических и т.д.), мешающих им занять имеющиеся вакансии или генерируемые экономикой новые рабочие места. Основная цель политики противодействия безработице – скорейшее возвращение искателей работы к активному труду, предотвращение их дрейфа в длительную безработицу и социальное исключение.
Расширение спроса на рабочую силу, вызванное экономическим оздоровлением, позитивно скажется на тех, кто оставался безработным относительно более короткий период времени. Как правило, данная группа работников, обладающая высокой способностью к занятости, не требует интенсивной помощи со стороны государства. Часто достоверной и обширной информации о наличии в экономике вакансий оказывается достаточным для сокращения периода поиска работы. Однако длительно безработные и те, для кого риск дрейфа в эту группу велик, едва ли смогут воспользоваться плодами экономического роста и самостоятельно найдут новую работу. Именно на эту группу безработных преимущественно и должна быть нацелена политика на рынке труда.
Любой шаг в сторону экономических ограничений, направленных на снижение инфляции, которые могут привести к появлению безработицы, должны с самого начала сочетаться с подготовкой выборочных контрмер. Наиболее эффективны такие направления политики в области предложения рабочей силы, как меры по подготовке, поиску работы и трудоустройству, способные в наибольшей степени удовлетворять одновременно требованиям эффективности и справедливости.