Введение:
Актуальность темы. Становление рыночных отношений породило ряд рыночных экономических явлений, в первую очередь, становление и развитие рынка труда. Распределение труда с помощью рыночного механизма привело не только к возможности альтернативной занятости, но создало также армию безработных. Независимо от причин, по которым часть населения оказалась не востребованной на рынке труда, существует необходимость обеспечения им социальных гарантий, как гражданам государства. В связи с этим возрастает роль служб занятости, которые должны помочь экономике наиболее рационально распределить один из важнейших факторов производства – труд.
Степень разработанности. Сложность оценки эффективности механизма финансирование службы занятости населения волнует многих ученых, однако, из – за объемности проблемы многие ученые рассматривают только ее отдельные аспекты.
Так проблемам занятости населения и месту службы занятости посвящены работы таких авторов, как Н. Матыщиной, Г. Г. Руденко, А. Кашенова, А. Ананьева, Е. Балацкого и многих других.
Финансовые проблемы на рынке труда рассматривают авторы: С. Котмер, А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин, Э. Бородянский и других.
Правовые и финансовые вопросы повышения занятости с помощью государственной службы занятости рассматриваются в правовых документах: законах РФ, конституции, приказах Министерства Труда РФ.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в анализе эффективности механизма финансирования, аккумулирования и распределения финансовых ресурсов службы занятости населения для преодоления безработицы в экономике России. В соответствии с целью предопределена постановка следующих задач:
- рассмотреть возможности государственного регулирования занятости населения;
Глава 3:
Реализация мероприятий по организации и проведению общественных работ осуществляется в соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года № 875 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 года № 1247. Утверждена главой администрации области «Программа развития общественных работ на территории Ульяновской области на 2004 год» от 27.04.2004 № 412-р.
Целями и задачами данной программы являлись:
- развитие общественных работ как приоритетного направления активной политики занятости населения на территории области;
- предоставление безработным гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;
- сохранение мотивации к труду у лиц, не имеющих опыта работы;
- обобщение опыта работы городских и районных центров занятости населения по организации общественных работ;
- удовлетворение потребности региона, предприятий, организаций в выполнении временных и сезонных работ для решения отдельных направлений социально-экономического развития региона.
В соответствии с требованиями приказа Минтруда России от 16.02.2004 года № 21 «Об утверждении Положения о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета» Департаментом занятости населения по Ульяновской области была проведена следующая работа:
- разработан «Порядок организации общественных работ и направления граждан на общественные работы» для оказания практической помощи специалистам, занимающимся вопросами организации общественных работ. Настоящий порядок определяет систему организации общественных работ, условия участия в этих работах граждан и источники финансирования общественных работ;
- разработаны типовые договоры о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.
Центрами занятости в свою очередь была проделана большая работа по реализации мероприятий данного Порядка, а именно:
- проведен анализ состояния рынка труда, количества и состава незанятого населения и безработных граждан, а также необходимость проведения общественных работ;
- определены по согласованию с администрацией городов, районов работодатели, которые могли бы организовать общественные работы;
- подготовлены проекты постановлений (распоряжений) администраций районов (городов) по организации общественных работ, которыми утверждены виды и объемы общественных работ, количество рабочих мест, источники финансирования;
- проведены совещания с руководителями кадровых служб и главными бухгалтерами предприятий и организаций;
- информировано население о планируемых мерах по организации общественных работ через радио, печатные издания, информационные стенды в центрах занятости населения;
Заключение:
При рассмотрении темы автором было выявлено, что проблема безработицы для нашей страны остается одной из актуальнейших. Она не может быть решена без вмешательства в этот процесс государства. Однако, кроме учреждения рынка труда необходимо создание государственных институтов для достижения высокой конкурентоспособности работников на рынке труда. Для достижения этой цели необходимо обучение и переобучение трудоспособного населения. Для снижения напряженности на рынке труда необходимо создание дополнительных рабочих мест. Реализацию поставленных задач призваны государственные службы занятости.
Основные функции, выполняемые государственной службой занятости сводится к:
- повышению качества работы по профессиональной ориентации как молодежи, так и лиц, потерявших место работы в связи с устареванием профессии;
- выявлению потребностей производства в новых профессиях и переподготовке кадров;
- созданию базы данных для лучшего распределения специалистов;
- повышению временной, сезонной занятости молодежи.
Для успешной работы служб занятости необходимо государственное финансирование по ряду направлений:
- на выплату пособий по безработице;
- на переобучение населения;
- на возрождение ремесел в малых городах;
- на кредитование малого бизнеса бывшими безработными.
Основная направленность переобучения служб занятости на современном этапе сводится к обучению профессиям, позволяющим организовать само занятость, создавая самому себе рабочее место.