Введение:
Актуальность темы. Становление рыночных отношений породило ряд рыночных экономических явлений, в первую очередь, становление и развитие рынка труда. Распределение труда с помощью рыночного механизма привело не только к возможности альтернативной занятости, но создало также армию безработных. Независимо от причин, по которым часть населения оказалась не востребованной на рынке труда, существует необходимость обеспечения им социальных гарантий, как гражданам государства. В связи с этим возрастает роль служб занятости, которые должны помочь экономике наиболее рационально распределить один из важнейших факторов производства – труд.
Степень разработанности. Сложность оценки эффективности механизма финансирование службы занятости населения волнует многих ученых, однако, из – за объемности проблемы многие ученые рассматривают только ее отдельные аспекты.
Так проблемам занятости населения и месту службы занятости посвящены работы таких авторов, как Н. Матыщиной, Г. Г. Руденко, А. Кашенова, А. Ананьева, Е. Балацкого и многих других.
Финансовые проблемы на рынке труда рассматривают авторы: С. Котмер, А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин, Э. Бородянский и других.
Правовые и финансовые вопросы повышения занятости с помощью государственной службы занятости рассматриваются в правовых документах: законах РФ, конституции, приказах Министерства Труда РФ.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в анализе эффективности механизма финансирования, аккумулирования и распределения финансовых ресурсов службы занятости населения для преодоления безработицы в экономике России. В соответствии с целью предопределена постановка следующих задач:
- рассмотреть возможности государственного регулирования занятости населения;
Глава 3:
Профессиональная подготовка безработных граждан в отчетном году являлась одним из главных направлений осуществления активной политики занятости населения. Специалистами Департамента занятости населения, центров велась работа, как по повышению эффективности профессионального обучения, так и по совершенствованию методов поиска и бронирования рабочих мест для гарантированного трудоустройства граждан, завершивших профессиональное обучение по направлению службы занятости населения. Всего за 2003 год на профессиональное обучение было направлено 4235 человек (11,9% от общего количества состоявших на учете безработных). Контрольные показатели направления безработных граждан на профессиональное обучение в 2003 году выполнены на 106%. Организация профессионального обучения в 2003 году по-прежнему была ориентирована на социально слабо защищенные категории граждан, в первую очередь женщин и молодежь. В 2004 году на профессиональное обучение по направлениям службы занятости было направлено 2776 женщин, что составило 65,5% от всего количества направленных на обучение. Свою первую профессию при помощи службы занятости получили 944 женщины – это стоило 244,9 тыс. рублей, прошли переподготовку на новую специальность 833 женщины – на это потрачено 194,7 тыс. рублей, получили вторые специальности 489 женщин и повысили квалификацию 361 женщина.
Очевидно, что финансовые затраты службы занятости на обучение и переобучение сложно оценить каким – либо качественным показателем. Однако, можно попытаться использовать косвенные показатели для учета эффективности финансирования тех или иных позиций программы социальной защиты населения. Например, можно было бы предложить косвенные показатели, характеризующие качество использования государственных средств. Там, можно предложить косвенный показатель эффективности финансирования профессионального обучения.
Косвенный показатель капиталоотдачи можно рассчитать, если учесть затраты на получение профессии безработным к показателю средней заработной платы, получаемой им в течении первых 6 – ти месяцев
Заключение:
При рассмотрении темы автором было выявлено, что проблема безработицы для нашей страны остается одной из актуальнейших. Она не может быть решена без вмешательства в этот процесс государства. Однако, кроме учреждения рынка труда необходимо создание государственных институтов для достижения высокой конкурентоспособности работников на рынке труда. Для достижения этой цели необходимо обучение и переобучение трудоспособного населения. Для снижения напряженности на рынке труда необходимо создание дополнительных рабочих мест. Реализацию поставленных задач призваны государственные службы занятости.
Основные функции, выполняемые государственной службой занятости сводится к:
- повышению качества работы по профессиональной ориентации как молодежи, так и лиц, потерявших место работы в связи с устареванием профессии;
- выявлению потребностей производства в новых профессиях и переподготовке кадров;
- созданию базы данных для лучшего распределения специалистов;
- повышению временной, сезонной занятости молодежи.
Для успешной работы служб занятости необходимо государственное финансирование по ряду направлений:
- на выплату пособий по безработице;
- на переобучение населения;
- на возрождение ремесел в малых городах;
- на кредитование малого бизнеса бывшими безработными.
Основная направленность переобучения служб занятости на современном этапе сводится к обучению профессиям, позволяющим организовать само занятость, создавая самому себе рабочее место.