Введение:
"Стило" - так называли древние греки палочку для письма, каково "стило", такова и работа. Слово стиль имеет в настоящее время множество значений в зависимости от того, в какой области общественной жизни он применяется. Здесь речь идет о стиле управленческой деятельности.
Основная обязанность работника – выполнять работу, основная обязанность руководителя – обеспечить выполнение работы /44/.
Для достижения этого нужно в совершенстве владеть приемами эффективного управления персоналом, обладая некоторым стилем руководства подчиненных работников. Часто под индивидуальным стилем руководства понимают целостную, относительно устойчивую систему, включающую индивидуальное сочетание общих и особенных способов, методов и приемов воздействия на коллектив с целью эффективного выполнения управленческой деятельности и зависящей от личности руководителя.
В литературе по менеджменту соотношения стиля и метода характеризуются различными авторами по-разному. Одни авторы рассматривают стиль как индивидуальное проявление методов руководства, другие затушевывают различия между стилем и методом.
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории. Эти теории мы рассмотрим в 1 главе.
Рыночные отношения овладели всеми сферами жизни общества. Появилось множество крупных фирм, требовавших большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами.
Талант руководителя определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью.
Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
- на уровне задач деятельности менеджера;
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.
Мы рассмотрим их в главе 2.
Руководителям сейчас не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится управление персоналом в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Как организатор руководитель коллектива должен обеспечить высокий уровень организованности руководимого коллектива. Организованность коллектива - это, прежде всего единство действий всех его членов, разных по характеру, темпераменту, физическим и психическим данным, их общая целеустремленность в решении задач повышения эффективности труда и производства.
Глава 3:
На основании результатов проведенных исследований можно разработать рекомендации по совершенствованию стилей руководства руководителей подразделений Почтамта-Филиала ГУ УФПС Ульяновской области.
Объекту № 1 можно дать следующие рекомендации:
- принимать решения более оперативно,
- чаще проявлять инициативу,
- развивать личностно-деловые качества,
- меньше опираться на мнение коллектива,
- эффективнее использовать рабочее время,
- обучиться использовать в своей деятельности ПК.
Объекту № 2 нужно развивать такие способности, как:
- умение придерживаться одной линии поведения, не зависеть от смены настроения,
- совершенствовать организационные способности,
- быть менее официальным, способствовать улучшению психологического климата в коллективе,
- больше уделять внимания людям, а не технике.
Объект № 3 должен:
- избавиться от эгоцентризма,
- развивать личностно-деловые качества,
- прислушиваться к мнению коллектива, ориентироваться в своей деятельности не только на интересы дела, но и на коллектив,
- заниматься профессиональным развитием коллектива, а не ограничиваться советами и помощью.
Можно дать также общие советы руководителям, которые помогут ему более эффективно добиваться целей:
- старайтесь усилить интерес персонала к профессии, это приведет к увеличению интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а развитие интеллекта — к поиску новых целей этой деятельности, формированию настойчивости, целеустремленности;
- способность влиять на людей чрезвычайно необходима руководителю, влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и на психолого-педагогических особенностях общения;
- эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями, отношениями с окружающими независимо от личной симпатии и собственного настроения. Отношения со всеми должны быть ровные, деловые. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, снизится их деловая активность;
- излагайте свои мысли так, чтобы побуждать людей к действию. Подчиненных вы сможете убедить и вдохновить программой лишь тогда, когда вы сумеете доказать, что ее выполнение для них выгодно. Для этого вы должны уметь излагать свои мысли четко и ясно, уметь убеждать других принимать ваши идеи как свои собственные;
- приводите необходимые доводы, склоняйте и побуждайте к нужным действиям, исходите из того, что говорить - это не значит просить согласия, а значит убедить;
- необходимо уметь (научиться): говорить просто и убедительно, приводить людям аргументы, чтобы убеждать их; требовать решительных действий;
- нужно удалить сомнения, страхи и неуверенность из арсенала своих приемов и методов управления. Учитывайте, что как бы хорошо вы ни уяснили свою цель, как бы четко вы ее ни выражали, вам не удастся убедить своих подчиненных бороться за реализацию ваших начинаний до тех пор, пока вы не создадите атмосферу взаимного доверия;
- подробно разъясняйте директивы, получаемые сверху, и ставьте перед подчиненными цели, указывая на выгодность их решения;
- для достижения поставленных целей составьте реальный план, давая каждому подчиненному подходящее задание, и обеспечьте его полностью средствами для выполнения этого плана;
- требуйте от сотрудников достаточно высокого уровня работы;
- отмечайте лучшее исполнение и исправляйте плохое;
- держите своих подчиненных в курсе успехов как каждого из них в отдельности, так и всей группы;
- используйте шире средства связи;
Заключение:
Современный характер общественного развития предъявляет к руководителю определенные требования. Возникла и стала порой непомерно сложной система управления со всеми ее разветвлениями власти и подчинения. Качественно изменился рядовой работник. Люди сегодня лучше образованы, более свободно мыслят, спокойнее меняют место работы, менее склонны к чинопочитанию и безропотной зависимости. Фундаментальные перемены в отношении к работе, образованию, технологии, стилю жизни, потребностям и социальным ожиданиям существенно изменили и положение руководителя. Все новые тенденции общественной жизни сделали его работу несравнимо более сложной и ответственной. Повысились и требования, предъявляемые к этой должности. Требования и трудности, с которыми приходится сталкиваться руководителю, представляют собой целую систему, причем сила давления на него постоянно меняется. Руководителю порой приходится лавировать между противоречивыми требованиями вышестоящего начальства и проблемами вверенного ему коллектива, между личными амбициями и интересами дела.
Цель написания дипломной работы: изучение теорий управления персоналом, методик исследования стилей руководства и проведение на их основе анализа стилей управления персоналом (на примере Почтамта – Филиала ГУ УФПС Ульяновской области) с разработкой рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения этой цели:
- изучались теории управления персоналом и методики исследования качеств руководителей,
- знакомились с деятельностью Почтамта – филиала ГУ УФПС Ульяновской области и его подразделений,
- исследовались качества руководителей подразделений Почтамта – Филиала ГУ УФПС Ульяновской области,
- проводился их анализ и оценка,
- вырабатывались рекомендации по совершенствованию стилей руководства вышеуказанных руководителей.
Методы руководства побуждают к достижению целей организации. Можно выделить три группы методов:
- экономические,
- административно-правовые,
- социально-психологические.
Теории управления персоналом в разные периоды развития общества изучали стили руководства с двух точек зрения:
- поведенческий подход – основное внимание уделялось человеку, его характеристикам;
- ситуационный подход – стили управления зависят от сложившейся ситуации, изменения этой ситуации для достижения своих целей.
Дадим краткую характеристику трех основных стилей управления персоналом.
Авторитарный стиль: преимущественное использование командных методов управления, ориентация на задачу или на себя, централизация полномочий, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, малая гласность, предпочтение наказаниям, устранение неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, невыдержанность.