Введение:
Актуальность темы связана с тем, что в условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива в психологической литературе.
Научный анализ понятия «стиль руководства» и соответствующей проблематики связан с именем немецкого психолога К. Левина. На основе экспериментальных исследований он выделил три классических стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский. Участники проводившихся Левиным исследований Р.К. Вите и Р. Липпет отразили важнейшие отличительные черты трех классических стилей руководства. Сделанные Левиным и его последователями выводы о преимуществах демократического стиля руководства трудовым коллективом были критически проанализированы Р.М. Стогдилом. Изучив результаты многих исследований, он пришел к заключению о неправомерности данных выводов.
Образцы поведения, характеризующие пространство между авторитарным и демократическим стилями руководства были отражены в исследованиях Р. Танненбаумома и В.Х. Шмидта. Факторы эффективности стиля руководства трудовым коллективом изучались Б. Басом, А. Баннетом, Е.Е. Лавлером. Различные классификации стилей руководства и аспекты их влияния на социально-психологический климат в коллективе рассматривались Б. Блейком, Д. Моутоном, Ф. Бизани, У. Штоппом и др.
Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Основной целью исследования является изучение влияния стиля руководства на социально-психологический климат коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме изучения производственного коллектива;
2. Изучить теоретические аспекты стилей руководства производственным коллективом;
3. Определить влияние стиля руководства на социально-психологический климат в коллективе;
4. Провести диагностическую работу по диагностике социально-психологического климата и стиля руководства коллективом;
5. Установить влияние стиля руководства трудовым коллективом на его социально-психологический климат;
6. Определить наиболее оптимальные стили руководства трудовым коллективом.
Глава 2:
1. При выборе стиля руководства трудовым коллективом рекомендуется учитывать специфику его предметно-функциональной деятельности.
2. При руководстве производственным коллективом рекомендуется выбирать директивный стиль управления.
3. Руководителю рекомендуется в принятии решений руководствоваться собственными мнениями и оценками, развивать уверенность в себе, требовать от сотрудников жесткого следования дисциплине.
4. В межличностном общении и при директивном стиле руководства рекомендуется соблюдать дистанцию с подчиненными, постоянно контролировать их трудовую деятельность, не требовать от подчиненных проявления инициативы и творческой активности.
5. Для подержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе с директивным стилем руководства руководителю рекомендуется оказывать постоянное влияние на всех подчиненных, что требует осуществления индивидуального подхода и в соответствии с этим правильной расстановки людей.
6. Для сплочения коллектива рекомендуется включать меры по предупреждению зарождения в нем отрицательных групп, полного лидерства, появления нездоровых настроений, закрепления ошибочных мнений, оценок.
7. Для формирования положительного социально-психологического климата в коллективе рекомендуется проводить с руководителями и сотрудниками психологические тренинги общения, развития коммуникативных умений, конфликтологические тренинги.
8. С руководителями рекомендуется проводить тренинги эффективного управления.
Заключение:
Актуальность проблемы исследования обосновывалась запросами практики, обусловленными усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми.
Сложности управления связаны в первую очередь с производностью психологического климата и зависят от специфики профессиональной деятельности коллектива или группы.
Известно, что в коллективе с благополучным социально-психологическим климатом людям приятно трудится, они стремятся быть на работе по возможности дольше. Не зря говорят, что человек счастлив тогда, когда он с хорошим настроением идёт на работу и с таким же с неё возвращается домой.
Важнейшей проблемой в изучении социально- психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и избранный им стиль руководства коллективом.
Руководство коллективом - это сочетание науки и искусства. Стиль вообще есть проявление и выражение индивидуальности руководителя. Он "подбирается" как личный гардероб: чтобы было, во-первых, удобно, а во вторых, - соответственно ситуации.
Успех любой коллективной деятельности лежит как в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма, так и в особенностях управления ею.
Таким образом, формирование социально-психологического климата в производственном коллективе и выбор оптимального стиля руководства не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего пристального рассмотрения и эмпирического изучения.