Введение:
Переход к рыночной организации хозяйства потребовал установления (точнее говоря, возрождения) свойственных ей организационно-правовых форм. Прежде всего это связано с появлением хозяйственных обществ и товариществ, которые становятся основными профессиональными участниками имущественного оборота, постепенно вытесняя из него ранее господствовавшие государственные предприятия – не собственники (поскольку такая фигура никак не соответствует требованиям нормального рыночного хозяйства). Эти обстоятельства повлекли резкие изменения законодательства о юридических лицах и бурное развитие в сравнении с ранее действующим правопорядком.
После ряда неудачных попыток отражения этих необходимых изменений в ранее действовавших Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР» и «Положении об акционерных обществах» от 25 декабря 1990 года, базировавшихся на неквалифицированных политэкономических представлениях о юридических лицах, было принято новое законодательство, гораздо успешнее отразившее требование времени. В первую очередь, это новый Гражданский Кодекс Российской Федерации, а также принятые на его основе законы об отдельных видах юридических лиц – об акционерных обществах и производственных кооперативах, о некоммерческих, в том числе благотворительных, организациях и другие.
С принятием первого в истории России Федерального Закона «Об акционерных обществах», вступившего в действие с 1 января 1996 года, начался этап формирования стабильной правовой базы акционерных обществ.
Основой норм Закона «Об акционерных обществах» является Гражданский Кодекс Российской Федерации, устанавливающий общие положения об акционерных обществах как одной из форм юридических лиц – коммерческих организаций. Кодекс содержит основные положения об акционерных обществах, понятиях открытого и закрытого акционерного общества, регулирует порядок их образования, реорганизации, ликвидации и так далее. Закон «Об акционерных обществах» (далее Закон), построенный на основе Гражданского Кодекса Российской Федерации, в свою очередь, развивает и детализирует его положения. Закон определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также обеспечивает защиту их прав и интересов.
Глава 5:
Ликвидация общества считается завершенной, а общество – прекратившим свое существование, после внесений об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ основаниями для ликвидации акционерного общества по решению суда могут быть:
а) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
б) осуществление деятельности, запрещенной законом;
в) осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов;
г) иные основания, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ.
Так, например, Государственная налоговая инспекция по Калининскому району Свердловской области обратилась в Свердловский областной арбитражный суд с иском о ликвидации акционерного общества открытого типа «Виктория», поскольку им не представлялись в налоговую инспекцию отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения для исчисления и уплаты налогов. Решением от 15. 05. 95 г. в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то, что законодательных актов, предусматривающих ликвидацию предприятий по основаниям, изложенным налоговой инспекцией в исковом заявлении, не имеется. В кассационном порядке законность решения не проверялась. В протесте предлагается указанный выше судебный акт отменить и дело направить для рассмотрения по существу в тот же арбитражный суд. Так как в соответствии со ст. 61 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов, в соответствии с налоговым законодательством Государственной инспекции предоставлено право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации предприятий по основаниям, установленным законодательством РФ. Налоговый Кодекс возложил на налогоплательщиков обязанность уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчет о финансово-хозяйственной деятельности и предъявлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения (ст. 11). Невыполнение указанных обязанностей является основанием для обращения в суд с иском о ликвидации предприятия.
О ликвидации общества должно быть опубликовано официальное объявление в прессе. Если ликвидация осуществляется в связи с банкротством, объявление должно быть опубликовано в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». Например, такое: арбитражный суд Красноярского края 16 февраля 1996 года принял решение о признании несостоятельным (банкротом) акционерного общества открытого типа «Ставропольский леспромхоз», находящегося по адресу: 662000, Красноярский край, г. Богол, ул. Зарельсовая д. 192 и открытия в отношении него конкурсного производства. Арбитражный суд Красноярского края извещает кредиторов АООТ «Ставропольский леспромхоз» о возможности предъявления претензий в течение двух месяцев после опубликования настоящего объявления.
Заключение:
Закон «Об акционерных обществах» определяет правовое положение одного из главных участников хозяйственного оборота – акционерного общества.
К числу достоинств анализируемого Закона следует отнести прежде всего то, что он содержит большое количество процедурных норм, подробно регулирующих отношения, которые возникают в процессе повседневной деятельности органов общества и лиц, занимающих должности в этих органах. В силу данного обстоятельства Закон представляет собой своего рода справочник по созданию акционерного общества, формированию уставного капитала, выпуску и размещению ценных бумаг, проведению общего собрания акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), организации работы исполнительных органов общества, ведению учета и представлению отчетности, а также реорганизации и ликвидации акционерного общества. Закон, как правило, не воспроизводит в своих статьях нормы Гражданского Кодекса РФ, а развивает и детализирует их. Несомненной заслугой разработчиков законопроекта является также удачная попытка объединить в Законе правила, содержащиеся в ряде нормативных, в том числе подзаконных, актов, регулирующих разные аспекты деятельности акционерного общества.
В то же время, нельзя не обратить внимание на недостатки закона, многие из которых являются весьма существенными. Далеко не все его нормы увязаны с нормами действующего в настоящее время законодательства, что влечет возникновение правовых коллизий. Так, на основании Гражданского Кодекса в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества, последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам (п. 2 ст. 105 ГК РФ). В соответствии с общим понятием гражданского права под виной следует понимать противоправное действие или упущение, совершенное умышленно или по неосторожности. Следовательно, согласно Гражданскому Кодексу в таком случае основное общество несет субсидиарную ответственность при наличии как умысла, так и неосторожности. В то же время Закон предусматривает, что такая ответственность основного общества может наступить, только если оно заведомо знало, что вследствие его действий наступает несостоятельность (банкротство) дочернего акционерного общества, то есть лишь при наличии замысла. Конечно, доказать умысел на практике будет очень трудно. Таким образом, в законе предпринята попытка лишить практического значения упомянутого положения Гражданского Кодекса о субсидиарной ответственности основного общества.