Введение:
По мере становления в России рыночной экономики мы стали свиде-телями коренных изменений в отечественном законодательстве, поскольку в связи с появлением многообразных форм собственности стала действитель-но необходимой регламентация организационно-правовых форм коммерче-ских организаций.
Быстрое увеличение численности акционерных обществ, возрастание их роли в экономике, вызывают в обществе повышенный интерес к органи-зационно-правовой форме акционерного общества.
Особенно остро стоят вопросы участия акционеров и работников в за-крытом акционерном обществе в виду его «закрытости», так как в ряде слу-чаев нарушаются права и ущемляются интересы граждан, что послужило одной из причин принятия в марте 1999года Федерального закона «О защи-те прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»1 .
Вопросам толкования норм Федерального закона «Об акционерных обществах»2 ежегодно посвящены целые блоки материалов судебно-арбитражной практики.
Многообразие проблем, проявившихся при применении Закона, обу-словило и многообразие предложений по его совершенствованию. В связи с этим в августе 2001 года в Федеральный закон «Об акционерных общест-вах» были внесены существенные изменения и дополнения. Необходимость законодательных изменений обусловлена несколькими причинами.
Первая причина связана с несоответствием отдельных положений Фе-дерального закона «Об акционерных обществах» Гражданскому кодексу РФ3 . Они касаются различной регламентации вопросов ответственности основ-ных обществ по долгам дочерних, преимущественного права акционеров за-крытого акционерного общества на приобретение акций и некоторых дру-гих. Вторая причина состоит в необходимости обеспечения единства зако-нодательного регулирования и приведения в соответствие положений феде-ральных законов «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг»4 . Очевидно, что несогласованность ряда положений этих Законов не способ-ствует их эффективному применению. Третья причина связана с тем, что правоприменительная практика выявила многочисленные пробелы в Феде-ральном законе «Об акционерных обществах»1, что обусловило необходи-мость принятия дополнений и изменений в указанный законодательный акт.
Глава 4:
Закрытое акционерное общество, являясь самостоятельным участни-ком гражданских правоотношений, должно иметь систему органов управле-ния, причем компетенция органов управления должна быть определена ус-тавом и соответствовать Законам.
Закон от 7 августа 2001г. не изменяет основные принципы построения системы управления акционерным обществом. Эта система включает в себя три уровня органов, выполняющих эти функции:
- общее собрание акционеров – высший орган управления обще-ством;
- совет директоров (наблюдательный совет);
- исполнительный орган (органы) общества.
Рассмотрим компетенцию каждого органа управления ЗАО с измене-ниями, внесенными Законом от 7 августа 2001года.
4.1. Общее собрание акционеров
Создание Общего собрания акционеров – важнейший этап в развитии ЗАО, т.к. это собрание представляет собой высший орган управления обще-ства, призванный выражать в определенной организационной форме сово-купную волю сторон.
Компетенция Общего собрания акционеров ЗАО определена ст.48 За-кона. В ней воспроизводятся положения ст. 103 ГК РФ, содержащей пере-чень основных вопросов, отнесенных к исключительной компетенции этого органа, а также указаны другие вопросы, решение которых входит в его ве-дение.
В соответствии с Законом ЗАО обязано проводить ежегодные Общие собрания акционеров, которые называются годовыми. Помимо обязатель-ных годовых собраний ЗАО вправе проводить и иные Общие собрания ак-ционеров – внеочередные (ст.47 Закона). В соответствии со ст.47 Закона на годовом собрании ЗАО избираются Совет директоров (наблюдательный со-вет) общества, ревизионная комиссия (ревизор), утверждается аудитор, при-нимаются решения по вопросам, перечисленным в подп. 11 п.1 ст.48 Закона: утверждение годовых отчетов; годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках; распределение прибыли (включая объ-явление дивидендов) и убытков общества по результатам финансового года. Могут обсуждаться и другие вопросы отнесенные к компетенции этого ор-гана.
Воспроизводя многие положения Закона в ред. 1995г., Закон от 7 авгу-ста 2001г. кое в чем уточняет компетенцию Общего собрания акционеров.
Скорректирован подп. 6п. 1 ст.48 Закона (с учетом п.2 ст.28), относя-щий принятие решений об увеличении уставного капитала ЗАО путем уве-личения номинальной стоимости его акций только к компетенции Общего собрания акционеров. Общему собранию принадлежит, в соответствии с но-вой редакцией Закона право утверждения внутренних документов, регули-рующих деятельность органов общества (подп. 19 п.1 ст.48). Прежде это мог осуществлять Совет директоров (п.14 ст.65 Закона в ред. 1995г.). Исключено положение о том, что Общее собрание акционеров может принимать реше-ние о неприменении преимущественного права акционеров на приобретение акций общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции, предусмотрен-ного ст.40 Закона.
Вместе с тем сохранены положения о том, что Общее собрание акцио-неров ЗАО не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции.
Внесены некоторые уточнения относительно порядка принятия реше-ний Общим собранием акционеров. Согласно прежней редакции ст.49 Зако-на привилегированные акции могли предоставлять их владельцу право голо-са (становиться голосующими) в случаях, предусмотренных Законом и уста-вом ЗАО. Сейчас возможность наделения владельцев привилегированных акций правом голоса на основании устава исключена. Только Закон может предоставлять такое право. Также, исключено право ЗАО предусматривать в уставе иной порядок подсчета голосов на общем собрании акционеров по сравнению с тем, что предусмотрен в Законе.
Несколько изменен круг вопросов, решения по которым могут прини-маться квалифицированным большинством в три четверти голосов акционе-ров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании ак-ционеров. Наряду с внесением изменений в устав общества (принятием ус-тава в новой редакции) сюда входят решения о реорганизации и ликвидации общества; определении количества, номинальной стоимости, категории (ти-па) объявленных акций и предоставляемых этими акциями прав, об одобре-нии крупных сделок на сумму более процентов балансовой стоимости акти-вов ЗАО (п.3 ст.79 Закона); кроме того, о приобретении обществом акций в случаях, предусмотренных Законом (ст.72 Закона).
Заключение:
Проведенный в дипломной работе анализ правового положения за-крытого акционерного общества и правоотношений акционеров, позволяет сделать следующие выводы:
1. Правовое положение закрытого акционерного общества основыва-ется на нормах ГК РФ и ФЗ «Об акционерных обществах», а происходящие изменения акционерного законодательства осуществляется в рамках его сложившейся системы.
2. Оценивая изменения и дополнения, внесенные в Закон об акцио-нерных обществах, автор отмечает, что внесение изменений в законодательный акт необходимо максимально использовать для устранения несогласованности отдельных его положений с нормами других законов. В данном случае эта задача выполнена не в полной мере. В частности, не устранены отдельные расхождения Закона с ГК РФ в части компетенции органов управления общества по увеличению уставного капитала (п.1 ст.100, подп.1 п.1 ст.103 ГК РФ и ст.12,28,48,65 Закона).
3. В законах об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о за-щите прав инвесторов на рынке ценных бумаг- явно смещены акценты на регуляцию деятельности открытых акционерных обществ и на защиту инте-ресов крупных акционеров. Автор считает, что необходимо более четко за-крепить права акционеров ЗАО; точно указать категории привилегирован-ных акций; ввести дополнительные гарантии, обеспечивающие реализацию этих прав; исключить из Закона отдельные нормы, допускающие их ограни-чение.
4. Уделяя особое внимание правам акционеров законодатель при этом, оставляет неурегулированными такие вопросы как осуществление преиму-щественного права акционеров ЗАО при заключении акционерами договора мены акций (ст.7 Закона). Недостаточно урегулированы вопросы ответст-венности вновь возникших юридических лиц перед кредиторами в случае реорганизации акционерного общества, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника.
5. В целях защищенности прав акционеров ЗАО необходимо устано-вить правовые нормы о правилах сделок с акциями в этих обществах и неза-висимости оценки их рыночной стоимости. Если для акций, которые обра-щаются на биржевом рынке, правила отчасти сформулированы в ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», а также многочисленных постановлениях ФКЦБ, то сделки с остальной частью акций (в основном акции закрытых акционерных обществ) до сих пор не получили достаточной правовой основы.