Введение:
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Сложившаяся в России экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета, обеспечение уровня роста налоговых поступлений и повышения уровня собираемости налоговых платежей.
Вопросы правового контроля и регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства. Это обусловлено новыми явлениями в экономики России, ее нацеленностью на переход к рыночным отношениям, где управление народным хозяйством требует активного использования инструментов финансового механизма, в том числе налогов.
Актуальность темы исследования обусловлена объективным процессом социально-экономической трансформации российского общества, которая сопровождается непрерывной модернизацией государственных институтов. От действенности налоговой системы, одного из важнейших регулятивных институтов государства и основы финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики, зависит функционирование народного хозяйства в целом и его региональных подсистем.
Одним из сдерживающих факторов повышения эффективности налоговой системы являются сложившиеся методы налогового администрирования. Практика реформирования деятельности налоговых органов показала эффективность адаптивного управления налоговыми отношениями и формирования налогового потенциала с учетом специфики конкретного региона, в том числе опыта модернизации структур налоговых органов и внедрения современных информационных технологий работы с налогоплательщиками.
Такое положение требует углубления исследований с целью уточнения функций и разработки механизма налогового администрирования, адаптированного к рыночным условиям хозяйствования и интегрированного в региональную систему налогообложения.
Налоговое администрирование должно заменить традиционные подходы к управлению налоговой деятельностью и станет важным элементом государственного управления на региональном уровне.
Глава 3:
В настоящее время так же особенно актуально при отборе на документальные проверки становится использование данных от различных сторонних структур, передаваемых в налоговые органы с использованием современных информационных технологий, что позволит осуществить проверку правильности декларированной плательщиком налогооблагаемой базы. В настоящее время налоговые инспекции Краснодарского края получает информацию по товарно-денежным потокам из таможенных органов, банков, от ряда производителей ликероводочной и винной продукции - от мелких и крупных компаний и т.д. Однако эта работа еще находится в начальной стадии и для реализации ее предстоит осуществить ряд мероприятий. Однако реализация задачи указанной в данном подразделе усложнена тем, что вся информация, поступающая от внешних организаций - это результат договоренностей и соглашений на региональном уровне, которые могут быть отменены в любое время.
Модернизация налоговой службы в Краснодарском крае, как следствие необратимости трансформационных процессов, предполагает повышение эффективности формирования и расходования средств в регионе посредством приоритетного (ориентированного) обслуживания налогоплательщиков. Качество реализации проекта модернизация предопределяется организационными возможностями, исполнение требований которых является неотъемлемым составляющим успеха. Несомненно, реформирование бизнес-процессов в части формирования миссии и целей налоговых органов, перегруппировка ресурсов, организации и средств администрирования в соответствии с требованиями внутреннего и внешнего окружения являются основополагающим направлениями.
Заключение:
В данной работе рассмотрено понятие, сущность, структура и методы функционирования налогового администрирования.
Большое внимание уделялось исследованию правовой базы налоговых органов, которая состоит из нормативно-правовых актов, где на первом месте стоит Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ. При написании работы автором также анализировались другие нормативно – правовые акты РФ и Краснодарского края в сфере налогового законодательства.
Представления на уровне современных знаний свидетельствуют о том, что в теоретическом обосновании и практической реализации в системе организации налогового администрирования имеют место быть пробелы, оказывающие ощутимое влияние на эффективность функционирования и сосуществования данных структур и общества в целом и задерживающие позитивное развитие соответствующих отраслей народного хозяйства.
Автором, посредством анализа современной экономической ситуации в России, исторической ретроспективы существования структур, относящихся к налоговой системе, удалось аргументировать необходимость применения комплексного подхода к организации налогового администрирования, проанализировать систему, процессы, механизм и методологию управления, возможности организационного проектирования, выделить особенности механизма налогового администрирования в России и Краснодарском крае, оценить ход реализации проектов модернизации налоговых органов, а также предложить пути повышения эффективности организации налогового администрирования.
Главными ориентирами в решении задач исследования были научные представления о положениях, на которых базируется та или иная система взглядов на построение системы налогового администрирования, результаты исследований систем администрирования, многолетний зарубежный опыт и критический анализ российской действительности.
Обобщение теоретических и практических схем реализации политики налогового администрирования, обзор мнений экономистов касательно исследуемой проблемы и аргументы, полученные с использованием авторских подходов, позволили оценить негативные тенденции развития системы налогового администрирования и выработать позитивные предложения по ее дальнейшему совершенствованию.
Проведенная вышеописанным образом работа позволяет сделать следующие заключения.
Суть современного этапа социально-рыночной трансформации налоговой системы России определяется сочетанием ее инволюционных, объективных и перспективных изменений, обусловленных взаимодействием процессов системной инерционности, национальной специфики, межсистемной интеграции, общей факторной глобализации. Конечным результатом реформирования налоговой системы на современном этапе стали рационализация элементов и структуры налоговой системы, развитие правовой базы, повышение эффекта от реализации основных принципов и функций налогообложения. При этом в качестве отрицательных моментов выступили следующие: вопросы организационной неустойчивости, несогласованность налогового и бюджетного процессов, противоречивость действий налоговых институтов, налоговая безграмотность плательщиков и недостаточная эффективность налоговых процессов.