Введение:
Экономика отраслевых рынков – очень важный предмет изучения. Эко-номика отраслевых рынков изучает источники рыночной власти, фирм, ее ве-личину, ее последствия, а также содержание и результаты антимонопольной политики государства. Таким образом, теория организации промышленности выступает в качестве теории антимонопольной политики. Весь рынок страны можно разделить на отраслевые рынки. Достаточно интересны исследования особенностей каждого отраслевого рынка.
Часто положение всех участников отраслевого рынка объясняется пове-дением доминирующей фирмы. Доминирующая фирма или фирма – лидер представляет собой фирмы с высокой долей рынка, позволяющее ей диктовать на рынке свои условия. Статус доминирующей фирмы может быть получен не-сколькими важными путями: высоким качеством товара, низкими издержками, объединением нескольких фирм. При определенных условиях поведение доми-нирующей фирмы такое же, как и поведение фирмы – монополиста.
Ценообразование на рынке может диктоваться ценообразованием доми-нирующей фирмы. В Российской практике возможны случаи, когда статус до-минирующей фирмы поддерживается властью. Примером такой отрасли явля-ется автомобильная отрасль России, где государство искусственно поддержива-ет лидирующее место на рынке АвтоВАЗа.
Целью курсовой работы является раскрытие понятия «доминирующая фирма» в рамках отраслевого рынка. Особое внимание в данной работе уделя-ется ценообразованию на рынке, где присутствует доминирующая фирма.
.........
Глава 2:
состояние автомобилестроения сильно зависит от состояния экономики. При росте экономики обычно наблюдается существенное увеличение спроса на автомобили; и даже при незначительном падении экономики спрос мгновенно снижается. Поэтому два основных фактора, которые определяют развитие автомобилестроения в России – это экономическое положение страны и, конечно, имеющийся автомобильный парк и его состояние. Итак, сейчас мы с вами разберем каждый из этих факторов, посмотрим, как они действовали до текущего момента, и попробуем с вами заняться аналитической деятельностью и спрогнозировать, как будет развиваться ситуация в дальнейшем.
Рисунок 5 – Ацикличность отечественного авторынка
На графике (рисунок 5) приведены примерные темпы прироста ВВП и парка автомобилей. (После 2002 года - прогноз Объединенной Финансовой Группы.) Очевидно, что график принципиально не соответствует тому, что ска-зано в начале – что существует прямая зависимость между темпами роста эко-номики и авторынка. Возникает естественный вопрос: почему? Ответ достаточ-но прост – дефицит предложения в советские времена. В советские времена ку-пить машину было непросто: существовали очереди, распределения. Как только у нас произошла трансформация экономического режима, люди сразу начали покупать давно желаемые автомобили. Поэтому тренды разошлись. В дальней-шем следует ожидать, что зависимость исправится и станет нормальной, пото-му что фактор отложенного потребления больше действовать не будет.
Второй фактор, который определяет положение в отрасли - это величина парка автомобилей в стране и его состояние.
Обычно для анализа величины парка автомобилей используют не только абсолютные величины, но еще и относительные, например, количество автомо-билей на душу населения. В настоящее время в России примерно 145 автомо-билей на тысячу жителей. Для сравнения, в Германии, Бельгии, Франции, Ве-ликобритании это примерно 350-380. В США с учетом того, что пикапы и ми-нивены относятся к "коммерческим транспортным средствам", около 480. Если считать вместе с минивенами и пикапами, то около 700.
В России ВВП на душу населения сейчас составляет около $2000 ,а коли-чество автомобилей на тысячу населения 145. Пока парк не соответствует уровню доходов - на текущий момент он должен дорасти сначала до уровня тренда, а за период до 2010 с учетом роста экономики должен дорасти до 188. Таким образом, прогноз на 2010 год - количество автомобилей на тысячу жите-лей увеличится до 188 штук. В прогнозе предполагается, что темп роста эконо-мики будет составлять примерно 2,8% в год, а парк будет расти меньшими тем-пами - только 2,6% в год.
..........
Заключение:
Существует три основные причины для появления на рынке доминирую-щей фирмы. Во-первых, чтобы стать доминирующей, фирма должна обладать преимуществами в издержках. Издержки доминирующей фирмы на единицу продукции, как правило, значительно ниже, чем у фирм-конкурентов. Во-вторых, доминирующая фирма может выпускать продукт более высокого каче-ства, чем аутсайдеры. Высокое качество продукта с точки зрения рынка опре-деляется не только внутренними свойствами выпускаемого товара, но и рекла-мой, репутацией фирмы или тем, что данная фирма давно производит данный товар, в результате чего у потребителей вырабатывается приверженность мар-ке. В-третьих, доминирующей фирмой может стать группа относительно не-больших фирм, заключивших картельное соглашение между собой. Координа-ция деятельности фирм, заключивших соглашение, оказывает такое же влияние на рыночную цену, что и одна крупная фирма.
Рассмотрение отраслевого рынка легковых автомобилей показывает, что в советские времена конкуренции у АвтоВАЗа не существовало, а выпуск авто-мобилей был ниже спроса. С приходом в нашу страну рыночной экономики можно отследить как рост платежеспособного спроса, так и рост выпуска авто-мобилей на АвтоВАЗе. Постепенно рынок стали осваивать импортные произ-водители – на рынке появились серьезные конкуренты – недорогие подержан-ные иномарки. С 1 октября 2002 года Правительство РФ искусственно устрани-ло эту конкуренцию для АвтоВАЗа – повысило пошлины на импортные подер-жанные автомобили. Такая мера не имела ожидаемого действия – АвтоВаз вы-нужден в конце 2002 году остановить конвейер из-за кризиса перепроизводства.
Положение доминирующей фирмы на автомобильном рынке принадле-жит АвтоВАЗу...........