Курсовая практика по теме: Становление межличностных отношений в дошкольном возрасте

Название работы: Становление межличностных отношений в дошкольном возрасте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

47 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………5

1.1 Сущность межличностных отношений в дошкольном возрасте…………….5

1.2 Причины и виды конфликтов в дошкольном возрасте……………………….7

ГЛАВА II АНАЛИЗ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………………………………………………15

2.1 Возникновение и развитие конфликта при несформированности операционной стороны игровой деятельности дошкольника………………………………………15

2.2 Возникновение и развитие конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности дошкольника…………………………………………………………..21

ГЛАВА III ПУТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ……………………………………………………………………………………..25

3.1 Диагностический этап…………………………………………………………….25

3.2 Коррекция нарушений отношений со сверстниками у дошкольников………..30

3.3 Игровые методы коррекции детского неблагополучия в группе детского сада и основные этапы работы………………………………………………………………33

3.4 Контрольное обследование детей……………………………………………….37

Заключение……………………………………………………………………………38

Список использованной литературы………………………………………………..40

Приложение…………………………………………………………………………..42

Выдержка:

Введение:

Проблема становления межличностных отношений в дошкольном возрасте – одна из актуальных проблем психологов и педагогов.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.

В детских дошкольных учреждениях часто происходят различные нарушения в межличностных отношениях – происходят первые в жизни детей конфликты. Цель педагогов – помочь детям решить конфликтные ситуации, так как в дошкольном возрасте дети еще не умеют самостоятельно их решать.

Возраст детей, который мы будем рассматривать в работе – 5-6 лет.

Объектом исследовательской работы являются процесс становления межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игра как сфера становления межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Цель данной курсовой работы – выявить особенности межличностных отношений у дошкольников и пути их коррекции.

Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что коррекция межличностных отношений дошкольника 5-6 лет возможна в процессе специально организованного руководства сюжетно-ролевой игрой, направленного на формирование поведенческого и когнитивного компонента межличностных процессов.

..........

Глава 2:

К 3-м годам, моменту прихода ребенка в детский сад, только начинает развиваться ведущая деятельность дошкольников - игра. Она еще очень примитивна по содержанию, так же, как и первые социальные отношения, складывающиеся внутри нее. И хотя это уже отношения участников игры друг к другу, потребность в сверстнике, в игре с ним утилитарна по своей природе, она сводится к получению от партнера интересной игрушки, лакомства. "Предметный фетишизм", наблюдаемый на предшествующем этапе игры, когда малыш овладевает способами действий с предметами, все еще обнаруживает себя - ребенок как бы не замечает сверстника, он закрыт для него вещью, ее свойствами. По мере овладения предметом постепенно происходит "отрыв" от него, ребенка все более начинают привлекать заключенные в нем человеческие отношения. Не имея возможности принимать участие в различных сторонах жизни взрослых, ребенок стремится подражать им, воспроизводить их действия, поступки, взаимоотношения в игровой ситуации. Такое стремление вносит существенные изменения в содержание игровой деятельности. К 4 годам она все более нужна ребенку не из-за ее предмета - игрушки, а ради интересного сюжета, роли, с помощью которых воспроизводятся отношения взрослых. Вместе с тем ребенок уже понимает, что в одиночку эту задачу не решить - нужны совместные усилия. И ребенок предпочитает, чтобы это были усилия его сверстников, ибо, по-видимому, очень рано начинает ощущать неравенство, существующее в его отношениях со старшими. Он потому стремится действовать совместно "не с наставниками, а с равными ему людьми, что равноправное положение в принципе он занимает только в отношениях с другими детьми", только с ними он научается жить "на горизонтальной плоскости", а значит, строить те особые (и аффективные, и деловые) связи, которые он не мог бы приобрести, общаясь лишь со взрослыми (М.И. Лисина).

Изменение мотивации игры ощутимо отражается на содержании потребности ребенка в сверстнике, а интерес к сверстнику как носителю человеческих, личностных качеств возникает у ребенка лишь к концу дошкольного возраста. Что же касается младших дошкольников, то потребность в сверстнике, в объединении с ним выступает в виде потребности в нем, как в партнере по игре. Это именно тот этап в развитии данной потребности, когда сверстник нужен ребенку для сугубо практических, некоммуникативных целей - удовлетворить острое стремление действовать и вести себя как взрослые. К этому периоду (4-м годам) владение операциями игры становится главным, определяющим требованием, предъявляемым к сверстнику. Роль игровых навыков настолько значительна, что дети нередко предпочитают грубого, эгоистичного, но "интересно играющего" ребенка доброму, отзывчивому, но малопривлекательному в игре. Это отнюдь не означает, что младшие дошкольники еще не способны оценивать личностные качества партнеров.

.........

Заключение:

Проведенная коррекция нарушений отношений со сверстниками у дошкольников позволяет сделать следующие выводы:

1. Одного лишь совершенствования операциональной стороны игровой деятельности у ребенка и изменений в мотивационной стороне детской деятельности, а также организации взаимодействия ребенка с детьми в процессе совместного ее выполнения (внешнего плана) недостаточно для налаживания полноценных (по характеру) взаимоотношений с детьми.

Внутри игровой деятельности уже в младшем дошкольном возрасте складываются межличностные отношения достаточно жесткой и ригидной структуры. Поэтому необходимым условием коррекции детских отношений становится переориентация негативизма (или равнодушия) сверстников, возможная лишь при включении ребенка в специальную систему игровых отношений, какой в данном случае являлась разработанная программа игротерапии.

2. Имеющийся конфликт не во всех случаях удается устранить полностью. Налаживание положительных отношений со сверстниками особенно осложняется длительным неблагополучием ребенка в детском коллективе. Протяженность конфликта во времени, как правило, чревата тем, что его первичные причины маскируются вторичными. В результате очень трудно выявить изначальную причину, а следовательно, и выбрать правильные приемы педагогического воздействия.

3. При конфликте в операциях блокируется существенная для младших дошкольников потребность в совместной игре. Однако вынужденная ''изоляция" от нее (в связи с неуспехом в игре) не притупляет указанной потребности, о чем свидетельствует активное участие этих детей в экспериментальных игровых упражнениях.

4. Переориентация эгоистических мотивов и противопоставление им общественно-полезных, поддержка индивидуальных специфических потребностей стабилизирует деловые взаимоотношения этих детей со сверстниками, расширяет сферу игрового общения.

.........

Похожие работы на данную тему