Введение:
Цена представляет собой сложнейшее экономическое понятие. Недаром в экономической литературе отсутствует общепринятое определение экономической категории “цена”. Понятие цены можно выразить как сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность.
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой.
Исходно, если иметь в виду исторические этапы развития экономической теории, сущность цены была раскрыта на основе теории трудовой стоимости. Значительный вклад в её разработку внесли А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс. Суть этой теории заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости товара, то есть совокупности общественно необходимых затрат живого и овеществлённого труда, израсходованного на производство данного товара.
.........
Глава 2:
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и предложения, что приводит к равенству объёмов спроса и объёмов предложения.
Рис. 1. Цена предложения превышает цену спроса (Р >P )
В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (рис. 1), а объем пред¬ложения не соответствовать объему спроса (рис. 2). В первом слу¬чае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недо¬статочно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не¬выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.
Рис. 2. Объём предложения превышает объём спроса (Q >Q )
В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (рис.3). Точка равновесия обозначается Е (от латинского Equilibrium).
Рис. 3. Цена равновесия и отклонения от неё
В точке равновесия
P =P =P
где РЕ — равновесная цена;
P — цена предложения;
PD — цена спроса.
Это означает, что
QE = QS = QD,
где QE — равновесный объем;
Qs — объем предложения;
QD — объем спроса.
Равновесная цена (equilibrium price) — цена, уравновеши¬вающая спрос и предложение в результате действия конкурент¬ных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной кон¬куренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спро¬са и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.
.........
Заключение:
Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
В экономике современной России цены постоянно растут, отражая в определённом отношении конъюнктуру рынка. Их рост обусловлен:
1. повышением спроса над предложением;
2. ажиотажным спросом на товары, поглощающим запасы товаров из-за неуверенности потребителя в стабильности рынка;
3. ростом монопольных цен без учёта качества товаров и их потребительских свойств.
Для того чтобы цены эффективно выполняли свои функции, необходим чёткий механизм ценообразования. Прежде всего, он должен быть объективным, что означает – рыночным.
Цены – решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности. Рынок диктует условия выживания. Правильно выбранная ценовая стратегия, грамотная тактика формирования цен, экономически верные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, фирмы, банка, независимо от формы собственности.
Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить.
Цена количества товара составляет его стоимость, цена – денежная стоимость товара. В цене фокусируются все основные экономические отношения в обществе. Она влияет на производство и реализацию товара, формирование стоимости, создание и распределение, использование денежных накоплений. Цена воздействует на все товарно-денежные отношения.
........