Введение:
Актуальность проблемы:
В XXI веке человечество переживает глобальные изменения в развитии культуры с наличием личностных устоев общества, с потерей культурного наследия своего народа появились негативные тенденции: такие как бродяжничество, пьянство, воровство, наркомания, исчезли такие качества как совесть, честность, порядочность, доброта, взаимопонимание.
Перед государством стоит важная задача по возрождению культурных ценностей человека, способного гармонически развиваться, социализируясь в обществе.
Главная задача Дома культуры – отвлечь население от дурных привычек, научить правильно распределять свой досуг, направить людей в нужное, полезное русло, совершенствуя личность, воспитывая на положительном примере.
Актуальность этого исследования состоит в том, что народные традиции и фольклор являются богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт и культурное наследие. Почувствовать дыхание жизни наших предков помогают нам народная культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и духовных памятниках. Современной педагогике досуга следует содействовать возрождению народной культуры, реставрировать все те ее элементы, которые представляют историческую, духовную и художественную ценность.
Цель исследования: заключается в привитие интереса к народным праздникам, выявление мотивации населения в посещении праздника.
Задачи:
1. Анализ теоретической литературы, публикаций
......
Глава 2:
Дом культуры «Сибирь» в поселке Уховском был открыт в 1978 г. Он имеет очень выгодное положение, потому что стоит на возвышенности, из всех уголков поселка виден фасад здания. С 1991 г. Дом культуры не функционировал и был доведен до ужасного состояния, все оборудование было уничтожено или расхищено. Без отопления краска вся слезла.
В 2001 году Дом культуры был передан в Куйтунский отдел культуры, был произведен капитальный ремонт. Но главная заслуга, конечно, была коллектива. Коллектив, не покладая рук, старался, чтобы Дом культуры стал «уютным гнездышком», чтобы люди, приходя сюда, говорили: «Спасибо!»
Коллектив Дома культуры насчитывает 9 человек: директор, художественный руководитель, аккомпаниатор и хореограф, три сторожа, две уборщицы. В Доме культуры работают следующие кружки: вокального пения, фольклорный (детский), студия эстрадного пения, хореографический для младшего школьного возраста и старшего, кружок игры на гитаре, театральная студия и гимнастический кружок. В 2005 году по итоговой работе за год Дом культуры занял по району первое место.
Население поселка насчитывает 1564 человека, из них 847 человек женского пола и 717 – мужского.
В общеобразовательной школе обучается 485 школьников, из них посещают Дом культуры 463 человека.
2.2. Программа социологического исследования
Народные праздники занимают немаловажное значение в жизни жителей поселка. Было проведено социологическое исследование по выявлению мотивации населения в посещении праздника.
Были поставлены следующие задачи:
1. Выявить негативные и позитивные проявления в суждениях респондентов.
2. Выявить степень познания детьми народных праздников.
3. Проанализировать предпочтения населения праздников: народных, гражданских.
4. Проанализировать степень активности и степень участия в народных праздниках на селе.
Объект исследования – жители поселка Уховский (взрослые и дети).
Предмет исследования: ценностные ориентации жителей в особенностях проведения праздника.
Была выдвинута гипотеза:
- Мы предполагаем, что поднимем интерес к праздникам, что информация, доведенная до населения, активизирует массы;
- Что превалирующее большинство респондентов имеет позитивные суждения о народных праздниках;
- Осведомленность детей о праздниках достаточно высокая.
Для социологического исследования люди приглашались с помощью объявления-приглашения:
........
Заключение:
В новых социально-экономических условиях народные праздники в системе организации досуга занимают немаловажное значение в жизни людей.
Проведя теоретический анализ русского народного праздника, исследуя языческие его корни, мы пришли к выводу, что праздник – это сложное социально-художественное явление, которое активно действует на воспитание эстетической культуры общества.
Рассмотрев языческую функцию народного праздника, мы видим, что праздники способствуют сохранению достижений отечественной культуры, которые передают исторический опыт новым поколениям, формируют общественное мнение по актуальным вопросам международной и внутренней жизни, удовлетворяют первейшие социальные потребности людей – нравственные, эстетические, культурно-бытовые, но, прежде всего, способствуют единению и групповому сплочению.
Подводя итоги социологического исследования досуга, целью которого было выявление мотиваций населения в посещении праздника, можно сделать следующие выводы: жители пос. Уховский не имеют позитивных суждений о праздниках, проводимых в Доме культуры. Доказательством служит масленица, проведенная в 2005 году, которая собрала людей большое количество. Также было доказано, что осведомленность о праздниках у взрослого населения лучше, чем у детей.
Таким образом, изучив поставленные цели и задачи по проблеме организации народных праздников на селе, мы доказали, что поставленная гипотеза оправдана.
.......