Введение
Актуальность проблемы:
В XXI веке человечество переживает глобальные изменения в развитии культуры с наличием личностных устоев общества, с потерей культурного наследия своего народа появились негативные тенденции: такие как бродяжничество, пьянство, воровство, наркомания, исчезли такие качества как совесть, честность, порядочность, доброта, взаимопонимание.
Перед государством стоит важная задача по возрождению культурных ценностей человека, способного гармонически развиваться, социализируясь в обществе.
Главная задача Дома культуры – отвлечь население от дурных привычек, научить правильно распределять свой досуг, направить людей в нужное, полезное русло, совершенствуя личность, воспитывая на положительном примере.
Актуальность этого исследования состоит в том, что народные традиции и фольклор являются богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт и культурное наследие. Почувствовать дыхание жизни наших предков помогают нам народная культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и духовных памятниках. Современной педагогике досуга следует содействовать возрождению народной культуры, реставрировать все те ее элементы, которые представляют историческую, духовную и художественную ценность.
Цель исследования: заключается в привитие интереса к народным праздникам, выявление мотивации населения в посещении праздника.
Задачи:
1. Анализ теоретической литературы, публикаций.
2. Обобщить опыт по данной проблеме других центров досуга.
3. Составить план исследования отношения различных социальных групп:
а) Наблюдение. Описать статистические данные;
б) Анкета;
4. Проведение исследования.
5. Подведение итогов.
Объект исследования: народные праздники.
Предмет исследования: процесс единения различных групп в совместном празднике. (Дети, взрослые).
Степень изученности:
Глава 2. Основные направления практической деятельности
проведения народных праздников
2.1. База исследования (на примере Уховского Дома культуры)
Дом культуры «Сибирь» в поселке Уховском был открыт в 1978 г. Он имеет очень выгодное положение, потому что стоит на возвышенности, из всех уголков поселка виден фасад здания. С 1991 г. Дом культуры не функционировал и был доведен до ужасного состояния, все оборудование было уничтожено или расхищено. Без отопления краска вся слезла.
В 2001 году Дом культуры был передан в Куйтунский отдел культуры, был произведен капитальный ремонт. Но главная заслуга, конечно, была коллектива. Коллектив, не покладая рук, старался, чтобы Дом культуры стал «уютным гнездышком», чтобы люди, приходя сюда, говорили: «Спасибо!»
Коллектив Дома культуры насчитывает 9 человек: директор, художественный руководитель, аккомпаниатор и хореограф, три сторожа, две уборщицы. В Доме культуры работают следующие кружки: вокального пения, фольклорный (детский), студия эстрадного пения, хореографический для младшего школьного возраста и старшего, кружок игры на гитаре, театральная студия и гимнастический кружок. В 2005 году по итоговой работе за год Дом культуры занял по району первое место.
Население поселка насчитывает 1564 человека, из них 847 человек женского пола и 717 – мужского.
В общеобразовательной школе обучается 485 школьников, из них посещают Дом культуры 463 человека.
Библиография
1. Абрамян П. Возрождение из хаоса. //Знание и сила. – 2004. - № 12.
2. Абрамян П. Время праздника. //Отечественные записки. – 2003. - № 1.
3. Александров В.А. Русское население Сибири XVII и начала XVIII в. – М.: «Наука», 1964.
4. Богданова С.В. Широкая масленица достигла цели. //Туризм, практика, проблемы, перспективы. – 2005. - № 3.
5. Болонев Ф.Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1992.
6. Голицын Ф. Праздник – время празднования. //Знание – сила. – 2004. - № 12.
7. Жигульский. Праздник и история. Праздник и культура. – М., 1985.
8. Жигульский. Праздники в современном мире. Праздник и культура. – М., 1985.
9. Забылин М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: ЭКСМО, 2003.
10. Иванов Ю. Эх, загулял…//Родина. – 2005. - № 2.
11. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды СССР. – М.: «Высшая школа», 1990.
12. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.
13. Миловский А.С. Песнь жар-птицы. – М.: Дет. лит., 1987.
14. Моисеенко Н.А. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни в XVIII – первой половине XIX в. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
15. Сариева Е. Потешные огни. //Родина. – 2005. - № 3.
16. Советские традиции, праздники и обряды: опыт, проблемы. – М.: Профиздат, 1986.
17. Соколова З.П. Культ медведя и медвежий праздник в мировоззрении и культуре народов Сибири. //Этнографическое обозрение. – 2002. - № 1.
18. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. – М.: Изд-во «Наука», 1985.
19. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М.: «Просвещение», 1978.
20. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – СПб.: Азбука-Классика, 2003.