Введение:
Актуальность исследования. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) зако¬нодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемо¬го, его социальным проблемам, которые в условиях образователь¬ного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выде¬ляют необходимость решения социальных и педагогических проб¬лем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, клас¬сом, отдельными группами и личностями класса, школы; обста¬новкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения.
Отечественная школа имеет опыт решения социальных проб¬лем учащихся. Это прежде всего деятельность классных руководи¬телей, на которых нередко возлагались функции и социального педагога, и социального работника.
Изменились условия в стране, изменилось отношение к учи¬телю, и в новых условиях стало необходимым решать социальные проблемы на качественно новом уровне - профессиональном. В этих условиях возникла необходимость создания в школе спе¬циальной социальной службы.
Для обеспечения действенности социальной служ¬бе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (психолог и социолог) и прикладной работы (соци¬альный работник и социальный педагог). Каждый из них призван осуществлять свою деятельность в интересах ребенка и школы.
Поэтому мы считаем необходимым рассмотрения проблемы роли и сущности социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе.
Проблема исследования. Одной из основных задач образовательно-воспитательного процесса является социализация детей и подростков. Наряду с обеспечением освоения образовательных стандартов, развитием творческих способностей не менее важным следует признать создание поля социального творчества, наличие которого позволяет решать задачи формирования у школьников аппарата самореализации в современном социуме и освоения ими социально-одобряемых ценностных ориентаций, организации досуга и отдыха.
Необходимость рассмотрения вопроса развития личности школьника в процессе досуговой деятельности была продиктована как недостаточностью разработки основ методологии исследуемого процесса, острой потребностью средней общеобразовательной школы в "оживлении" жизнедеятельности современных учащихся средних классов конкретными видами их активности в сотворчестве с преподавателями-энтузиастами, так и особенностью развития личности в детском возрасте.
Глава 2:
Пояснительная записка. Данная программа рассчитана на начальные классы общеобразовательных школ. 34 часа в год, 1 час в неделю.
В настоящее время огромное внимание в школах уделяется учебному процессу, формированию умений и навыков. Но порой, стремясь к постоянному улучшению результативности учебного процесса, мы забываем о самом ребенке и видим в нем только стандарт ученика. Это негативно отражается на формировании ребенка как личности. Считаю, что на первое место в работе с детьми должен стать воспитательный процесс. Только в том случае мы сможем помочь нашим детям не потерять веру в будущее своей страны и в себя. Оградим их от черствости, эгоизма и безразличия ко всему окружающему. Ведь в конечном итоге именно безразличие, бездуховность, безверие привели нашу страну к тупику, в котором мы оказались.
Цель программы – воспитать в детях стремление к духовно-нравственному совершенствованию на основе традиционного наследия нашего народа.
Работа по данной программе ориентирована на организацию воспитательного процесса в коллективном союзе учителей, учащихся и родителей. Такое сотрудничество позволяет осуществить достижение духовно-нравственных норм жизни. Многие учебные предметы включают в себя использование элементов обычаев и традиций русского народа. В нашем учебном учреждении, “Школе русской национальной культуры”, введен специальный курс “Обычаи и традиции русского народа”, где целенаправленно изучается прошлое народа, его истоки, традиционные праздники, обряды. Однако четкое следование расписанию уроков не позволяет вовлекать в воспитательный процесс учащихся и их родителей одновременно. Программа “Мир просит тебя: открой меня заново!” полностью решает эту проблему. Она имеет благоприятные возможности в выборе времени для проведения совместных мероприятий. В основе программы лежит изучение народного календаря русского крестьянина-земледельца, исторических корней страны, составление родословных древ семей учащихся, изучение главного богатства народа – его культуры.
Задачи программы:
Воспитывать чувство уважения, любви, преданности к Родине, интерес к ее историческому прошлому, бережное отношение к настоящему своей страны, ее народу.
Формировать духовно-нравственные качества, которые должны стать основой воспитанности и толерантности учащихся.
Развивать в детях творческое начало, артистизм, любознательность, стремление к сотрудничеству, умение организованно выполнять свои поручения, коллективную работу.
Расширять кругозор детей о жизни, традициях, буднях и праздниках русского народа, а также всех народов, проживающих на территории нашей многонациональной страны.
Заключение:
Актуальность нашего исследования обосновывалась необходимостью решения социальных и педагогических проб¬лем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, клас¬сом, отдельными группами и личностями класса, школы; обста¬новкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения. И тем, что одной из основных задач образовательно-воспитательного процесса является социализация детей и подростков. Наряду с обеспечением освоения образовательных стандартов, развитием творческих способностей не менее важным следует признать создание поля социального творчества, наличие которого позволяет решать задачи формирования у школьников аппарата самореализации в современном социуме и освоения ими социально-одобряемых ценностных ориентаций, организации досуга и отдыха.
В ходе исследовании нами бал рассмотрена роль и сущность социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе.
В теоретической главе нашего исследования мы рассмотрели сущностные характеристики социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе.
Нами были рассмотрены различные концепции к общеобразовательной школе как социально-педагогической системе.
1) В открытой школе преобладают тенденции к расшире¬нию и укреплению ее взаимодействия с жизнью, всеми социальными институтами - семьей, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, обществен¬ными организациями, местными властями и т.д. И глав¬ное - в открытой школе центр тяжести в обучении и воспитании переносится на творческие направления чело¬веческой деятельности: школа создает все необходимые условия для личностного развития ребенка.
2) В качестве главной цели концепция «целостной шко¬лы» предусматривает воспитание в духе широкой соци¬альной коммуникабельности, интеллигентного и ответ¬ственного отношения каждого к самому себе, окружаю¬щим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивно настроенной личности.
В качестве важнейшего компонента педагогического процесса рассматривается стремление самого учащегося к росту и развитию. Школе надлежит помочь довести эту тенденцию всеми естественными средствами до оптимального ее выражения. Сформированная в таких условиях личность сможет лучше охватить внутреннюю и внешнюю целост¬ность мира и отразить ее в своем мышлении, чувствах и действиях. И благодаря этому личность будет лучше под¬готовлена к жизни в духе современных требований и в согласии с природой.
3) Российская концепция социального воспитания «Шко¬ла - микрорайон» (В.Г. Бочарова) реализуется в различ¬ных видах школ-комплексов и территориальных социаль¬но-педагогических и культурных центров.
Территориально-интегрированной моделью социального воспитания личности, основанной на принципе открытой системы, являются социально-педагогические центры (СПЦ).