ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России идёт активная работа по совершенствованию системы образования.
Начальное обучение является важнейшим звеном в системе непрерывного образования, развитие которого определяется целями и задачами, формируемыми требованиями современного общества. Поскольку развивающееся демократическое государство ставит целью создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, то и основные цели обучения детей в школе связаны с всемерным развитием личности ребёнка, формированием интересов и умственной активности.
Период от 6 до 12 лет – очень важный для развития ребёнка. Именно в этот период начинают формироваться и дифференцироваться интересы. Поэтому очень важно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, чтобы сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.
Все дети с большим желанием идут в школу, им всё интересно, но проходит 1-2 года, и это желание, интерес постепенно угасают.
Становление познавательных интересов учащихся происходит, прежде всего, на уроке. От того, насколько сознательно, с желанием, с интересом будут работать дети на уроке, ещё в начальной школе, зависит то, как они в дальнейшем будут думать, рассуждать, самостоятельно и творчески мыслить.
Поэтому проблема формирования познавательного интереса - одна из ключевых дидактических проблем. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. На её практическое обеспечение «работает» целый ряд закономерностей обучения. В трудах исследователей Л.Божович, А.Дусавицкого, А.Марковой, Н.Морозовой, В.Мухиной, Г.Щукиной и других познавательные интересы «препарированы» с достаточной тщательностью.
4
Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся.
Актуальность, важность и недостаточная разработанность данной проблемы и предопределили выбор темы нашего исследования: «Формирование интереса к русскому языку в начальной школе».
Цель исследования: определение наиболее действенных приёмов и методов формирования интереса к русскому языку в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: формирование интереса к русскому языку в начальной школе.
Поставленная цель предопределила круг решаемых задач:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую, методическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть сущность понятия «познавательный интерес».
3. Рассмотреть методические приёмы, способствующие формированию интереса к русскому языку в начальной школе
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы, метод сравнения, обобщения.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание.
Одни рассматривают понятие творческой деятельности чрезмерно широко. Так, Т.С.Панфилова считает письменные работы по тексту с пропущенными буквами, слогами, работу с деформированным текстом, придумывание предложений с использованием той или иной грамматической формы как творческие работы (37,67).
Другие, в частности Н.Д.Левитов, суживают это понятие. Под творческой он предлагает понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ребёнка (14,55).
Литература
1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. // Начальная школа.1998-№4, с.11-18.
2. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. – 287с.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М.: Педагогика, 1979. – т.1. – 304с.
4. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В.Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
5. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1973. – 384с.
6. Генкина А.С. О воспитании интереса к предмету на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1966 - №1, с42.
7. Герцен А.И. Избранные философские произведения. – М.: Гос.изд-во полит.лит, 1948. – т.2. – 358с..
8. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. – М.: Учпедгиз; 1958, - 152с.
9. Горький А.М. О детской литературе. – М.: Детская литература, 1961. – 432с.
10. Гостева Л.А. Применение перфокарт на уроках русского языка. // Начальная школа. 2002 - №3, с 56-57.
11. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1990. – 176с.
12. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания. М.: Учпедгиз, 1936. – 418с.
13. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1986. – 352с.
14. Додонов Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию. //Советская педагогика. 1971 - №9, с 72-89.
15. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 1961. – 239с.
63
16. Жердева М.В., Кочеткова Л.Д. Привитие учащимся интереса к учебным занятиям. // Начальная школа.1995- №3, с 8-10
17. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие для учителя. М., 1984.- 159с.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480с.
19. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – 366с.
20. Ковалёв А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. – 391с.
21. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. – т.2. – 576с
22. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз; 1939. – т.2. – 288с.
23. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка. // Начальная школа. 1988-№11, с.19-26.
24. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. – М.:АПН, 1957-1962. – 799с.
25. Куракулова И.И. Опорные схемы на уроках русского языка. // Начальная школа. 1995-№2, с. 28-30.
26. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М.: Учпедгиз,1963. – 83с.
27. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1964. – 478с.
28. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1984. - т.4. - 399с.
29. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения. // Информатика и образование. 2004-№3, с.20-30.
30. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М., 1961. -224с.
31. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979-№2. – 48с.
64
32. Морозов М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов младших школьников. « Известие АПН.РСФСР», 1955-№73.
33. Нуруллина Н.Н. Как я учу детей пмсать сочинения. // Начальная школа. 1998-№3, с 80.
34. Огородников И.Т. Актуальные проблемы повышения эффективности урока // Народное образование. 1973 - №4.
35. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. – Екатеринбург, «Урал-Советы», 1994. – 748 с.
36. Основы методики русского языка в 4-8кл. / Под ред. А. В.Текучева и др. – М.: Просвещение, 1978. – 381 с.
37. Панфилова Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной
работе. – М.: Учпедгиз, 1960. – 82с.
38. Педагогический словарь. Издательство АПН, - М., 1960. – т.1. – 693с.
39. Писарев Д.И. Избранные сочинения. – М., 1951. – 416с.
40. Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. – М., 1955. – 304с.
41. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение, 2000. – 318с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питерком, 1998. – 688с.
43. Рудик П.А. Психология. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 232с.
44. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании. Педагогические сочинения. – М., 1981. – т.1. – 420с.
45. Рыжикова Г.И. Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием. // Начальная школа. 1995-№1, с 15-16.
46.Сергеева Л.Н, Иванова Т.И. Кроссворды по русскому языку. // Начальная школа. 1986 - №6,с 65-69.
47. Сластёнин В.А. Педагогика. – М.: Педагогика, 2002. – 576с.
65
48. Словарь методических терминов. – М.: Научное издательство, 1996. – 865с.
49. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. – М., 1983. – т.5. – 364с.
50. Уставщикова Г.В. Развитие интереса на уроках русского языка. // Начальная школа. 1995-№5, с 69.
51. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1974. – т.2. – 438с.
52. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М., 1949. –т.6. – 445с.
53. Формирование интереса к учению у школьников. / Под ред.А.К.Марковой. – М.: Педагогика, 1986. – 191с.
54. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1983. – 335с.
55. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. – М.: Учпедгиз, 1940. – 344с.
56. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980. – 414с.
57. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208с.
58. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160с.
59. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение,
1986. – 144с
60. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 351с.
61. Шукейло В.А. Воспитание интереса к урокам русского языка. // Начальная школа. 1999-№5, с.14-16.