Введение:
В настоящее время в России идёт активная работа по совершенствованию системы образования.
Начальное обучение является важнейшим звеном в системе непрерывного образования, развитие которого определяется целями и задачами, формируемыми требованиями современного общества. Поскольку развивающееся демократическое государство ставит целью создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, то и основные цели обучения детей в школе связаны с всемерным развитием личности ребёнка, формированием интересов и умственной активности.
Период от 6 до 12 лет – очень важный для развития ребёнка. Именно в этот период начинают формироваться и дифференцироваться интересы. Поэтому очень важно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, чтобы сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.
Все дети с большим желанием идут в школу, им всё интересно, но проходит 1-2 года, и это желание, интерес постепенно угасают.
Становление познавательных интересов учащихся происходит, прежде всего, на уроке. От того, насколько сознательно, с желанием, с интересом будут работать дети на уроке, ещё в начальной школе, зависит то, как они в дальнейшем будут думать, рассуждать, самостоятельно и творчески мыслить.
Поэтому проблема формирования познавательного интереса - одна из ключевых дидактических проблем. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. На её практическое обеспечение «работает» целый ряд закономерностей обучения. В трудах исследователей Л.Божович, А.Дусавицкого, А.Марковой, Н.Морозовой, В.Мухиной, Г.Щукиной и других познавательные интересы «препарированы» с достаточной тщательностью.
4
Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся.
Актуальность, важность и недостаточная разработанность данной проблемы и предопределили выбор темы нашего исследования: «Формирование интереса к русскому языку в начальной школе».
Цель исследования: определение наиболее действенных приёмов и методов формирования интереса к русскому языку в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: формирование интереса к русскому языку в начальной школе.
Поставленная цель предопределила круг решаемых задач:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую, методическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть сущность понятия «познавательный интерес».
3. Рассмотреть методические приёмы, способствующие формированию интереса к русскому языку в начальной школе
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы, метод сравнения, обобщения.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 2:
.Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему из данных предложений, рассказ в связи с прочитанным, связный рассказ по плану, изложение по тексту.
Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения:
восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи следы».
1. Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у медведя – могучие лапы, у волка – крепкие зубы, у быка и барана – рога. 3. От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить-петлять. 5. А у зайца одна защита – длинные ноги да заячьи горькие слёзы. (2-5-1-3-4).
3. Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, написать сказку, сочинение-
57
рассуждение, сочинение-миниатюру.
Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она ни носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что снижает интерес и активность учащихся, не формирует у них творческого отношения к изучаемому.
Творческие работы способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника. Несмотря на это, давать задания творческого характера надо осторожно, постепенно переходя от воспроизводящих работ, к воспроизводяще-творческим, и затем творческим.
Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребёнок может испугаться творческого задания, его непривычной формулировки. Поэтому следует начинать с простых заданий. Выполнение творческих заданий требует большой подготовительной работы.
Творческие работы служат не столько цели овладения учебным материалом, сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развитию у них творческого подхода к решению конкретных вопросов, формированию познавательных интересов.
Выполнение упражнений творческого характра, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий. Усваиваемые же умения и навыки правописания становятся более прочными.
Таким образом, в процессе выполнения творческих упражнений учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих упражнений характеризуется самым
58
высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в боле вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.
Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников.
Заключение:
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что вопросу формирования интереса уделялось достаточно внимания в разные периоды развития образования.
Прогрессивные деятели прошлого, революционные демократы, писатели, публицисты всегда отмечали огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний, прямо связывали с отсутствием интереса к учению и неумением педагогов его пробудить.
Они показали, что интерес в обучении нельзя сводить к подмене сложной учебной деятельности развлекательными приёмами, лишь облегчающими деятельность учащихся. Использование интереса необходимо для обогащения подлинно сложного труда в школьные годы – учения.
В психологической природе интереса прогрессивные педагоги прошлого выделяли не только интеллектуальную и эмоциональную его основы, но и регулятивные механизмы (внимание, воля), помогающие преодолевать трудности, препятствия на пути учения.
В обучении фигурирует особый вид интереса – познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми умениями и навыками.
Интерес в учебно-познавательной деятельности – мощный двигатель обучения и учения. Равнодушный учитель не в состоянии поднять своих учеников на активное творческое решение поставленных целей. Все вопросы обучения смыкаются с интересом.
В советское время многие учёные-педагоги и психологи стремились понять сущность интереса и по-разному определяли это понятие. Ими была проведена классификация интересов по содержанию, направленности, выделена структура. Её составляют эмоциональный, интеллектуальный и
61
волевой компоненты, каждый из которых играет роль в формировании интереса. В младшем школьном возрасте большее значение имеет эмоциональный компонент.
Для формирования интереса к русскому языку в начальной школе применяются разнообразные средства активизации обучения. Даются задания, требующие самостоятельного умственного напряжения, мобилизации воли, творческого отношения к делу. Выполнение таких заданий вызывает глубокое удовлетворение учащихся своей деятельностью.
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе ещё большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика.