Введение:
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. Ограниченность рыночных механизмов как среды продуцирования и распространения инноваций можно проследить по ряду направлений.
Отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцент¬рировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций. Совершенствование процессов научного познания делает НИОКР все более дорогостоящими. Еще больших затрат требует реализация нововведений.
Многие инновации могут оказаться экономически эффектив¬ными лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный крити¬ческий минимум, и наличии достаточно емкого рынка. Поскольку абсолютные масштабы расходов на НИОКР и внедрение инноваций возрастают, увеличи¬вается и доля условно-постоянных затрат в производственных издержках. Особенно харак¬терна такая ситуация для отраслей с низкой скоростью оборота капитала.
Изолированное осуществление инноваций ведет к существенным потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом. С ростом научно-инновационных затрат неоправданное дублирование расходов на НИОКР и инновации зачастую становится непозволительной роскошью для цивилизо¬ванного общества.
Существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе. К ним относятся фундаментальные научные исследования, результаты которых, как правило, не могут быть коммерциализированы. Сюда же относятся инновации в оборону, охрану правопорядка, экология, здравоохранение, образование и т.д. Расходы на эти составляющие инновационных процессов неизбежно ложатся на плечи всего общества. Поэтому исследование роли государства в управлении инновациями является актуальной темой........
Глава 2:
Сложившаяся мировая практика показывает, что многие проблемы, связанные с научной и инновационной деятельностью (недостаток инвестиций, связанный с наличием "научного риска"; механизм отбора перспективных направлений научных исследований; система адресного финансирования; достаточные условия для свободного творческого самовыражения и другие), в других странах на протяжении десятилетий успешно решались с помощью системы государственных научных фондов . Кроме того, зарубежный опыт показывает, что расходы на научные и инновационные исследования распределяются между государством и частным сектором. При этом, чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее НИОКР) со стороны крупных компаний. Поэтому большее значение в нашей стране приобретает финансирование со стороны государства, т.к. фактически отсутствуют ассигнования на эти цели со стороны коммерческих структур, что лишает страну важного источника финансирования.
2.1 Создание фондов
Государство может оказывать бюджетную и внебюджетную поддержку. Одной из основных внебюджетных форм поддержки НИОКР является создание и функционирование федеральных внебюджетных фондов по поддержке различных аспектов научной и инновационной деятельности.
Создание фондов является перспективным направлением, так как фонды как особая форма аккумулирования финансовых ресурсов обеспечивают высокую экономическую эффективность механизма финансирования за их счет различных проектов и программ. Их преимущество в мобилизации ресурсов и формировании средств связаны, прежде всего, с устойчивостью, относительной независимостью фондов: как правило, эти средства образуются за счет конкретных взносов, взимаемых с регулярной периодичностью. Характерна также множественность источников финансирования, т.е. смешанное финансовое участие в реализации конкретных целей ряда заинтересованных сторон. Серьезными преимуществами располагают фонды и с точки зрения распределения собранных финансовых ресурсов, эффективности их использования:
...........
Заключение:
На основании вышеизложенного были сделаны следующие вывод.
1. Существующие государственные инновационные механизмы малопригодны для строительства инновационной экономики в России. Активный инновационный процесс, по сути, только имитируется.
Отсталость инновационной сферы страны во многом объясняется также тем, что главным целеполаганием многочисленного слоя участников вялотекущего инновационного процесса в России, по сути, является не строительство инновационной экономики, а собственное кормление вокруг сферы инноваций.
2. В нынешних российских условиях не следует возлагать больших надежд на рыночное саморегулирование, побуждающее производителей широко использовать инновации, так как:
- существующие стимулы явно недостаточны для активизации инновационных разработок, связанных со свойственными российским условиям высокой степенью риска и неопределенностями даже ближайшего будущего, большими затратами;
- интересы частного предпринимательства пока слабо согласуются с национальными интересами в выборе приоритетов инновационных проектов;
- инновационная культура российского общества объективно еще не созрела, а сами инновации в условиях нищенского состояния науки и изобретательства, а также нынешних устремлений значительного сегмента деловой среды, нацеленного пока не столько на считающийся, видимо, недостаточно доходным производительный труд, сколько на гораздо более “высокодоходные мероприятия” - “снятие сливок” с сомнительных операций, объективно пока не являются и не скоро будут востребованы обществом и деловым миром России.
..........