Введение:
Основу любой научной дисциплины составляют понятия – представления об общем, наиболее существенном, особенном в изучаемых явлениях и предметах. Формирование понятий – результат познания, исследования предметной области, изучение закономерностей и тенденций ее развития. Всякое понятие представляет собой абстракцию – мысленное отвлечение от ряда свойств изучаемых предметов и явлений, выступающих как маловажное, и вычленение наиболее значимых, существенных их сторон, раскрывающих сущность предметов и явлений. Понятия не статичны, они постоянно изменяются. По мере углубления представлений о предметной области понятия совершенствуются, старые понятия уточняются, возникают новые, часть понятий перестает адекватно отражать содержание реалий и переходит в разряд малоупотребительных. Таким образом, с развитием науки происходит приближение понятий к действительности.
Понятия выражают себя в словах. Именно слова связывают слова с предметом или явлением. Эта связь осуществляется через значение слова. Значение показывает, что мы вкладываем в это или иное понятие, какие представления связываем с ним.
Научные понятия обозначаются специальными словами – терминами. Термины составляют основу научного языка. Термин – это слово или устойчивое словосочетание, которому предписано определенное научное или специальное понятие. Термин не называет понятие, как обычное слово, а понятие приписывается термину, придается ему. В этой разнице усматривается известная конвенциональность термина, состоящая в том, что ученые или специалисты в той или области договариваются, что понимать, какое понятие вкладывать в тот или иной термин. Из этого следует, что содержание понятия, обозначенного термином, может быть понято только через его дефиницию – краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия, т.е. его содержание и границы. Поэтому всегда, когда речь идет о термина, мы должны иметь в виду, что термин лишь называет понятие, а его существо, содержание раскрывает определение.
Основным базовым понятием научной дисциплины «Документоведение» является понятие документа.
Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Знания о документах рассеяны по разным дисциплинарным областям: библиотековедении, библиографоведении, книговедении, информатике и т.д., в связи с чем курс «Документоведение» в его сегодняшнем представлении оказывается урезанным, неполным. В связи с этим тема курсовой работы «Понятие документа, его развитие, определение» представляется мне весьма актуальной.
.........
Глава 2:
История возникновения и эволюция толкования термина «документ» изучена недостаточно. Среди специалистов, ко¬торые исследовали этот вопрос, следует назвать X. Арнтца, Г.Г. Воробьева, М.А. Комарова, С.Г. Кулешова, Ю.Н. Сто¬лярова, А. Суски и др.
Слово документ (лат. documentum – образец, доказатель¬ство, свидетельство) происходит от глагола «docere» – учить, обучать. Корни этого слова уходят в индоевропейский праязык, где оно означало жест вытянутых рук, связанный с переда¬чей, приемом или получением чего-либо.
По другой версии слово «dek» происходит от числа «де¬сять» и связано с тем, что на раскрытых ладонях вытянутых рук насчитывалось десять пальцев.
Постепенно корень «dek» был заменен на «doc» в слове «doceo» – учу, обучаю, от которого были образованы слова «doctor» – ученый, «doctrina» – учение, «documentum» – то, что учит, поучительный пример. В этом значении слово документ использовалось Цезарем и Цицероном. Позднее оно приобрело юридическое звучание и стало означать «пись¬менное доказательство», «доказательство, почерпнутое из книг, подтверждающих записей, официальных актов». В значении письменного свидетельства слово «документ» употреблялось от средневековья до XIX в. Из латинского языка оно заим¬ствовано во все европейские языки.
В русский язык слово «документ» пришло во времена Петра I, как заимствованное из немецкого и польского язы¬ков, – в значении письменного свидетельства, письменного удостоверения. Петр I ввел это слово в правовом, т.е. одном из нескольких значений.
Рост числа юридических документов привел к возникнове¬нию во второй половине XVII в. во Франции особой науки под названием «дипломатика». Название науки произошло от гре¬ческого слова «diploma» – лист, документ (сложенный вдвое). Дипломатика стала изучать все публичные (общественные) документы, в отличие от документов личностного происхожде¬ния. Ее основоположником считается Жан Мабильон, издав¬ший в 1681 г. в Париже «Книгу об искусстве дипломатики».
Базовое понятие «документ» толковалось в дипломатике как любое письменное свидетельство, служащее «возникно¬вению, доказательству и выполнению прав или владению определенными правами». Документ выполнял одну из трех функций: 1) утверждение нового правового положения (акт дарения, продажи и т. п.); 2) средство доказательства перед судом (письменные показания сторон); 3) перенос полномо¬чий с одного лица на другое (вексель, купон акций и т. п.).
Ко второй половине XIX в. в справочных изданиях неко¬торых стран мира появляются производные от слова «доку¬мент» термины: документация – в значении подготовки и использования подтвержденных документами доказательств и полномочий; документный – относящийся к документу. В «Толковом словаре» В.И. Даля дано толкование докумен¬та как любой важной бумаги, а также диплома, свидетель¬ства. Производный термин «документный» составитель тол¬ковал как «к документу относящий¬ся» (Т.1,с.459).
Таким образом, в конце XIX в. наблюдается тенденция к сужению границ понятия «документ»: снача¬ла оно рассматривалось как любой предмет, служащий для поучения и доказательства, затем – как пись¬менное свидетельство, подтверждаю¬щее определенные правовые отноше¬ния. Понятие использовалось пре¬имущественно в юридическом зна¬чении.
.......
Заключение:
Человека окружают многочисленные документы, которые служат для фиксации социального опыта и впоследствии используются в многообразных сферах деятельности. Документом выступают внешние по отношению к человеку материальные объекты – материальные носители с зафиксированной в их структуре информацией, предназначенной для хранения и распространения в социуме. Мир документов бесконечно многообразен. Папирусный свиток, берестяная грамота, глиняная табличка, рукопись и газета, технический чертеж, фотография, паспорт, кинофильм – все это суть документы. Их объединяет цель – сохранить информацию разной формы, содержания и предназначения в структуре материального носителя и представить возможность использовать ее по мере необходимости для решения научных, производственных, экономико-финансовых, учетно-регистрационных и идентификационных задач.
Документ – это:
1) записанная информация, которая может рассматриваться как единица в ходе осу¬ществления информационной деятельности;
2) материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком спосо¬бом для ее передачи во времени и пространстве;
3) материальный объект, содержащий в закрепленном виде информацию, оформлен¬ный установленным порядком и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.
Отношение между разными значениями документа стро¬ится по принципу иерархии – подчинения одного понятия другому, где каждое более широкое поглощает, включает в себя менее широкое. Необходимость поэтапного сужения объема понятия «документ» вызвана практическими целя¬ми определения предмета деятельности той или иной отрас¬ли. Определение (1) обязательно для использова¬ния во всех видах нормативной документации: в справоч¬ной, учебно-методической и другой литературе, относящейся к сфере информации и документации. Определение (2) принято в сфере книгоиздания и книгораспространения. Сфера использования определения (3) – делопроизводство и архивное дело.
Для документоведения в данном случае наиболее при¬емлемым является определение (2): понимаемый так, он представляет собой двустороннюю единицу – соеди¬нение материального объекта с информацией, закрепленной созданным человеком способом. Без одной из этих сторон нет документа.
Это определение позволяет ограничить круг основных документов – объектов документно-коммуннкационной де¬ятельности, сосредоточить внимание на понятии, которым оперируют библиотековедение, бнблиографоведенне, книгове¬дение и некоторые другие смежные с ними отрасли знания. В библиотечной, библиографической, книготорговой, инфор¬мационной деятельности работают со специально изготовлен¬ными объектами, т. е. документами, предназначенными для одновременного выполнения двух функций, которые явля¬ются основными для документа, – это хранение и передача информации во времени и пространстве. Существует множе¬ство предметов, на которых зафиксирована информация, на¬пример, предметы быта, вывески, рекламные щиты, здания и т. п.......