Введение:
Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов. Неслучайно Я.А. Коменский посвятил ей ряд разделов своей «Великой дидактики». Прежде всего, он вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, что всех их можно учить. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания.
В отечественной литературе проблеме повышения эффективности обучения слабоуспевающих школьников особое значение придавали выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Особое внимание в решении этой задачи они уделяли всестороннему изучению детей, правильной постановке взаимоотношений учителя с учениками, развитию речи, совершенствованию методов и приемов учения. На основе идей выдающихся педагогов прошлого выросли социальные исследования неуспеваемости. К настоящему времени сложились разные направления, концепции и теории причин школьной неуспеваемости, а также возможных путей ее предупреждения.
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ. Таким образом, тема моей курсовой работы «Влияние акцентуаций характера на школьную неуспеваемость» является на сегодняшний день актуальной.
Объект работы: Школьная неуспеваемость.
Предмет работы: Влияние акцентуаций характера на школьную неуспеваемость.
Цель работы: Проанализировать влияние акцентуаций характера на школьную неуспеваемость.
........
Глава 2:
Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией [4; с. 3]. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).
Н. Сугробова и А. Егидес в своей книге «Как научиться разбираться в людях» выделяют следующие особенности в отношении к учебе людей с различными акцентуациями характера [19; с. 28-66].
Эпилептоидов отличает целеустремленность в учении, в овладении накопленными человеческими знаниями. Это обычно отличники и в школе, и в институте, они выполняют все домашние задания вовремя, никогда не прогуливают уроков и не оставляют доучивание материала перед экзаменом на последнюю ночь. Однако это стремление к овладению знаниями у эпилептоида не сопровождается желанием продвинуть науку. Делают открытия и решают проблемы другие (например, шизоиды), а эпилептоиды решают прикладные задачи, продвигают чужие идеи и воплощают чужие разработки.
Учеба у паранойяльных обычно идет «рвано», т. е. они изучают тщательно те предметы, которые им, как они считают, нужны, и совсем не обращают внимания на то, что, по их мнению, им не нужно. Являясь вообще личностью авторитарной, т. е. считая свое мнение единственно правильным, такой человек искренне считает требования учителей надуманными, их претензии — придирками и не склонен выполнять общепринятых требований, изучать то, что ему не хочется.......
Заключение:
Итак, в данной работе мы проанализировали понятие школьной неуспеваемости. Мы выяснили, что существует целый ряд причин данного явления. В том числе, как показало наше исследование, на школьную успеваемость оказывают влияние акцентуации характера.
Что же можно предпринять для преодоления неуспеваемости?
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
........