ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА) многочисленны и разнообразны. Причиной этих заболеваний, в основном, являются воспалительные и дистрофические процессы, а также механические повреждения костей и суставов.
В настоящее время известно и классифицировано около 100 суставных синдромов. Они более распространены, чем туберкулез, рак, диабет и болезни сердца, вместе взятые.
Наиболее часто встречается остеоартрит (ОА) - дегенеративная болезнь суставов с разрушением соединительной ткани и дегенерацией суставного хряща, проявляющаяся по мере старения человека. Чаще всего поражается позвоночник, тазобедренные суставы (коксартроз), колени, пальцы рук и ног.
Ревматоидный артрит стоит на втором месте по распространенности, встречается чаще у женщин. В основе заболевания лежит аутоиммунная патология. Болезнь поражает различные суставы тела, начиная с мелких суставов, расположенных симметрично, т.е. с обеих сторон. Очень быстро развивается деформация суставов.
Более редкие формы: ювениальный (юношеский) ревматоидный артрит, анкилозирующий спондилит, псориатический артрит, а также различные поражения ОДА при подагре. Особое место занимают травмы костей и суставов и остеопороз костей, которые являются наиболее частой причиной инвалидности.
От ОДА страдает в среднем 20% населения, после 55 лет процент возрастает до 80%. Обследование детей в количестве более 3 тыс.человек дошкольного и школьного возрастов врачами отделения реабилитации РДЦ "Мать и дитя" говорит о том, что с каждым годом увеличивается процент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,значит уменьшается количество здоровых детей.
Так во время обследования детей в 1997 году выявило, что без нарушения ОДА детей в детских садах было - 8.5 проц., а в школах начальных классов - 16 проц., то в 1998 году составило соответственно, 5.8 проц, и 7.1 проц,
Уменьшение здоровых детей из года в год наблюдается по причинам:
- слабое физическое развитие детей.
- нет формирования у детей навыкам правильной осанки(ортопедического режима).
Также обследование показывает(смотри таблицу), что у детей начальных классов школ показатели заболеваний ОДА не только уменьшаются или сохраняются на дошкольном уровне,но даже увеличиваются, что может говорить о том,что в школах начальных классов вышеперечисленные причины заболеваний ОДА сохраняются.
Для ликвидации причин возникновения заболеваний ОДА у детей дошкольного возраста необходимо ежедневно проводить лечебно-профилактические мероприятия в виде общей физкультуры, лечебной гимнастики, лечебно-оздоровительного плавания и массажа.
Для детей начальных классов школ необходимо проводить физкультуру не спортивной направленности, как это выполняется по разработанным программам до сего времени,а оздоровительной направленности в виде уроков физкультуры с элементами лечебной гимнастики, оздоровительных,общеукрепляющих и закаливающих упражнений с целью прежде всего: создания у каждого ребенка мышечного корсета, развития гибкости позвоночника и суставов, укрепления мышц стопы, формирования правильной осанки (ортопедического режима), закаливания организма.
Статистика показывает, что спортивная деятельность например такая как бокс, борьба, тяжелая атлетика, баскетбол, а также уроки физкультуры отрицательно влияют на здоровье детей со стороны ОДА, имея даже минимальные нарушения, не говоря уже о детях имеющих такие заболевания как кифозы, сколиозы, плоскостопие и др.
Целью данной дипломной работы является анализ характеристики нарушений опорно – двигательного аппарата – различных подходов и классификаций.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть особенности нарушений опорно – двигательного аппарата – различные подходы и классификации.
3. Проанализировать ДЦП как важнейшее нарушение опорно-двигательного аппарата.
4. Провести эмпирическое исследование познавательных процессов дошкольника с ДЦП.
Предмет исследования: анализ характеристики нарушений опорно – двигательного аппарата – различных подходов и классификаций.
Объект исследования: дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Вопрос этот в науке уже рассматривался. К первой группе относятся работы, посвященные развитию психики детей с ДЦП в условиях двигательной депривации и описанию их клинико-психологических особенностей. Эти исследования выполнены в 60-80 гг. XX века и носят констатирующий характер: авторы раскрывают сложную картину нарушений психики, в первую очередь - познавательных процессов, при детском церебральном параличе.
В работах анализируются причины нарушения психического развития при этом заболевании (Э.С. Калижнюк, 1987; В.В. Ковалев, 1979; К.А. Семенова, 1979; W.Cruisckunk, 1976, 1980), особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (И.И. Мамайчук, 1984; Е.М. Мастюкова, 1984; Н.В. Симонова, 1975 и др.), описываются методы коррекции познавательной деятельности у детей с ДЦП (Калижнюк Э.С., 1976; Мастюкова Е.М. с соавт., 1982; Хари М., 1982).
Меньше внимания уделено особенностям развития личности при детском церебральном параличе. В.В. Ковалев (1978) рассматривает личность больных детским церебральным параличом в группе патологических формирований дефицитарного типа. Калижнюк Э.С. (1983, 1987), Кириченко Е.И. и Трифонов О.А. (1969), анализируя процесс формирования личности этих детей, делают акцент на влиянии психотравмирующей ситуации, на социальной изоляции, на неправильном воспитании. Они выделяют два типа патологического формирования личности при данном заболевании: "инфантилизированный" и "псевдоаутистический".
Нами была выдвинута гипотеза о том, что развитие познавательных интеллектуальных процессов детей с ДЦП требует создания специальных условий.
Новизна данной дипломной работы заключается в пограничном диапазоне исследования педагогика – медицина – психология.
Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные).
Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при поражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы).
Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разгибательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы составляют синдром центрального (спастического) паралича, развивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 года эти рефлексы не являются признаками патологии.
Позотонические рефлексы.
Позотонические рефлексы относятся к врожденным безусловно рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявляются, что создает оптимальные условия для развития произвольных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здоровых людей они не вызываются. У детей с церебральным параличом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного возраста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Высшие интегративные двигательные центры не оказывают тормозящего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым и относят Позотонические рефлексы. С другой стороны, активное функционирование нижележащих мозговых структур задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции.
К позотоническим рефлексам относят:
лабиринтный тонический рефлекс;
асимметричный тонический шейный рефлекс;
симметричный тонический шейный рефлекс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моргачева Е.Н. Концепции речевой и интеллектуальной патологии в науке и практике США. М. 2001.
2. Хилько А.А. Индивидуальный план улучшения качества жизни молодых людей с нарушением интеллекта. Спб 2000.
3. Теория и практика обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.Спб, 2000.
4. Маллер А. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.2000.
5. Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии./ Селявина Л.К. М.2000.
6. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. М.2001.
7. Социальная защита детства. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развити. М. 2001.
8. Физическая реабилитация. Ростов н/Д. 1999.
9. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова. – М., 2000.
10. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.
11. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. – СПб., 2000.
12. Основы специальной педагогики. Методическая разработка. – Архангельск, 2000.
13. Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. Материалы научно-практической конференции. – СПб., 1995.
14. Дефектология. Словарь-справочник. – М., 1996.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь ''особому'' ребенку. – СПб., 2000.
16. Проблемы социальной адаптации воспитанников коррекционных школ-интернатов 8 вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М., 2000.
17. Шипицина Л.М. Социально – трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта.- Спб.: Образование, 1996.
18. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах // Дефектология. 1996. №1.
19. Водоватов Ф.Ф. Научно-практическая конференция ''Профессиональная реабилитация учащихся коррекционных образовательных учреждений'' // Дефектология. 1997. - №6.
20. Новые подходы в планировании воспитательных занятий по реабилитации детей, имеющих проблемы в развитии, в условиях интернатного учреждения // Дефектология. 2000. - №3.
21. Шинкарева Е.Ю. Права детей с ограниченными возможностями по Российскому законодательству. – Архангельск: ПГУ, 2002.
Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. — М., 1993.
Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001.
Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигагельного аппарата / Под ред. Т.А.Власовой. — М., 1985.
1. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. -153 с.
2. О.Г. Приходько Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М.: ACADEMIA, 2001. -186 с.
3. Психологические факторы в пред- и постоперациональном периодах при хирургическом лечении ДЦП //Двигательные нарушения при детском церебральном параличе и пути их устранения /Под ред. К.А. Семеновой. Ереван: Медицина, 1985. С. 71-91.
4. Некоторые итоги социальной адаптации больных ДЦП, перенесших хирургическое лечение //Двигательные нарушения при детском церебральном параличе и пути их устранения /Под ред. К.А. Семеновой. Ереван: Медицина, 1985. С. 120-151.
5. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте //Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП /Под ред. К.А. Семеновой. М.: ЦНИИЭТИН, 1991. С. 21-44.
6. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. //Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП / Под ред. К.А. Семеновой. М.: ЦНИИЭТИН, 1991. С. 97-119. (в соавт. с Г.В. Кузнецовой).
7. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологического исследования// И.Ю. Левченко. Патопсихология: теория и практика. М.: ACADEMIA, 2000. С. 24-49.
8. Патопсихологические исследования познавательной деятельности и личности // И.Ю. Левченко. Патопсихология: теория и практика. М.: ACADEMIA, 2000. С. 49-78. (в соавт. с В.В. Ткачевой).
9. Акцентуации характера у подростков, страдающих ДЦП // Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С. Корсакова 1988. № 8. С. 26-34.
10. О некоторых причинах неуспеваемости младших школьников, страдающих ДЦП // Социальная психиатрия. 1991. №6. С. 21-29.
11. Психологические особенности инвалидов юношеского возраста вследствие ДЦП и врожденных пороков сердца // Врачебно-трудовая экспертиза и восстановление трудоспособности инвалидов. Вып.8. М.: ЦНИИЭТИН, 1987. С.40-56 (в соавт. с Н.Б. Шабалиной, Т.А. Добровольской и др.).
12. Принципы организации психолого-педагогической помощи детям, страдающим ДЦП //Актуальные вопросы психологической помощи больным с нарушением опорно-двигательного аппарата. М.: ЦНИИЭТИН, 1989. С. 50-64.
13. Некоторые проблемы профессиональной подготовки инвалидов юношеского возраста с последствиями ДЦП // Врачебно-трудовая экспертиза и восстановление трудоспособности инвалидов. Вып. 15. М.: ЦНИИЭТИН, 1989. С. 3-30.
14. Клинико-психологические аспекты профессиональной ориентации молодых инвалидов вследствие ДЦП // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации: Сб.науч.тр. ЦНИИЭТИНа МСО РФ. М., 1989. С.5-19 (в соавт. с Н.Б. Шабалиной, Д.И. Лавровой, К.А. Семеновой).
15. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации: Сб. науч.тр. ЦНИИЭТИНа МСО РФ. М., 1989. С. 90-101.
16. Медико-психологические исследования подростков, потребляющих одурманивающие средства // Проблема контроля за наркотическими средствами: Сб.науч.тр. ВНИИ им.В.П. Сербского. М., 1992. С. 35-49 (в соавт. с Г.Я. Лукачером, Н.В. Макшанцевой).
17. Концепция государственного стандарта общего образования лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата // Концепция государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Четвертая редакция. М.: МО РФ, 1998. С. 70-81 (в соавт. с М.В. Ипполитовой, И.А. Хайрулиной).
18. Клинико-психологические критерии ВТЭ и показания к рациональному трудоустройству больных ДЦП в поздней резидуальной стадии. М.: ЦНИИЭТИН, 1988. - 1,5 п.л. (в соавт. с Н.Б. Шабалиной, Т.А. Добровольской).
19. Организация помощи семье, воспитывающей ребенка с ДЦП. Программа и тематический план спецкурса для социальных работников // Организация реабилитационной работы с инвалидами. Ч.Н. М.: МСЗ РФ, 1992. - 1,5 п.л. 20. 13 тезисов - общим объемом 2 п.л.
1. Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. — М., 1993.
2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001.
3. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигагельного аппарата / Под ред. Т.А.Власовой. — М., 1985.