ВВЕДЕНИЕ.
Вопросы коррекции дизартрии, являющейся фактором, способствующим тяжелой инвалидизации детей с детским церебральным параличом, остаются актуальными, что обусловлено распространенностью данного заболевания, длительностью не всегда эффективного лечения, трудностями реабилитации и социальной адаптации больных.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного и спинного мозга (от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и при родах) и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы (ЦНС) за функционированием мышц.
По данным Госкомитета РФ на начало 2002 года на учёте в России состояли 658,1 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Каждый десятый ребёнок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. В структуре заболеваемости детей до 14 лет болезни опорно-двигательного аппарата составляли в 1990 г. 91,7 тыс. случаев, в 1995 году-547 тыс., а в 2001 г.-741 тыс. случаев (50).
Термин «детский церебральный паралич» объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологии тонуса, парезами. К основному симптому ДЦП, двигательным расстройствам, также присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и другие. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации тяжести поражения мозга. Дефекты речи могут быть обусловлены характером заболевания, а именно органическим поражением ЦНС (дизартрии различного типа, дисграфии разной этиологии, моторная и сенсорная алалия и так далее). Наряду с повреждением определенных мозговых систем существенную роль в генезе речевых расстройств у этих детей играет вторичное недоразвитие или более позднее формирование тех отделов коры головного мозга, чрезвычайно важных для речевой функции, которые наиболее усиленно развиваются в постнатальном онтогенезе (премоторно-лобная, теменно-височная области).
Глава 2. Экспериментальное изучение дизартрических проявлений у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
2.1. Описание методов исследования детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе Г.У. Шадринского реабилитационного центра «Мишутка» для детей и подростков с ограниченными возможностями. Испытуемыми были 8 детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Перед началом исследования нами было проведено изучение анамнестических данных, которые были получены путем анализа психолого-педагогической и медицинской документации на детей (личные дела, реабилитационные паспорта, медицинские карты, протоколы ПМПК); наблюдение за детьми; беседы с логопедом.
В процессе логопедического обследования детей страдающих детским церебральным параличом, была использована традиционная в логопедии методика, при составлении которой авторы руководствовались принципами анализа речевой патологии, сформулированных Р.Е.Левиной; методами обследования нарушений речи, предложенными Л.Ф.Спировой, Г.В.Чиркиной; тестами по исследованию двигательных функций, рекомендованных А.Р.Лурия, Н.И.Озерецким, М.Б.Эйдиновой. Приёмы и методы обследования, указанных авторов, были использованы и адаптированы с учётом цели исследования и контингента обследуемых. Методики были модифицированы: использовалась помощь экспериментатора, опора на окружающие предметы, предварительный показ.
Методики логопедического обследования детей школьного возраста страдающих детским церебральным параличом (смотри приложение №1.).
Библиографический список:
1. АксеноваМ.Н. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. 1990, №8.
2. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука. 1978. – 400с.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период: Кн. для логопеда. – М.: «Просвещение», 1989. – 76с.
4. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: Медицина , 1984. – 575с.
5. Бадалян Л.О. Невропатология. – 2-е изд.- М.: «Академия», 2003.
6. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма речи // Дефектология. 1984. - №4.
7. Верясова Т.В. Роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности детей. – Екатеринбург, 2000.- 51 с.
8. Винарская Е.Н.
Дизартрия. – М.:АСТ:Астрель, Транзиткнига, 2005, - 141с.
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: «Детство – пресс», 2003.
10. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С.Ляпидевского и В.И.Селиверстова. М.: «Просвещение», 1968.
11. ГалкинаГ.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: Гном и Д.,2005. – 40с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
13. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – Л.: Медицина, 1997. – 117с.
14. Дизартрия / Под ред. Е.Н.Винарской М.: «Астрель», 2005. – 141с.
15. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. // Дефектология. 1999, №4.
16. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 96с.
17. Ефимова А.В. Санаторное лечение детей с церебральными параличами. – Издательство «Медицина» М., 1969 – 168с.
18. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников в 4-х альбомах. / Л.Н.Зуева, Н.Ю.Костылева, О.П. Солошенко – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003 – 79с.
19. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973. – 143с.
20. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М., 1979.
21. Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 1998.
22. Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.:ГНОМ и Д. 2005. – 16с.
23. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. / Под ред. М.А.Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов на Дону; «Феникс», 2002 – 352с.
24. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский дом «Литера» 2004 – 64с.
25. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: книга для логопеда – М. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998 – 224с.
26. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М. Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
27. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой – 5 изд., - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 704 с.
28. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. / Г.Р.Шашкина – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 192с.
29. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб.: Союз, 2005. – 192с.
30. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1997 – 256с.
31. Ляпидевский С.С. Невропатология. // Дизартрия. – М.: ВЛАДОС, 2000.
32. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2003. – 400с.
33. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии – Спб.: Речь, 2001 – 220с.
34. Мастюкова Е.А. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1966. - №5.
35. Мастюкова Е.М., ИпполитоваМ.В. Нарушение речи у детей с церебральными параличами. – М.: «Просвещение» 1985. – 192с.
36. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С.Ляпидевского. – М., 1967. - №3.
37. Мелехова Л.В. Речь дошкольника и ее исправление. – М.: «Просвещение», 1967. – 96с.
38. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КОРОНА 2005 – 272с.
39. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. – Изд. 2-е. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 496с.
40. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. – 2-е изд. М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
41. Основы нейропсихологии. – М.: «Академия», 2002.
42. Основы специальной психологии. Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др. / Под ред. Л.В.Кузнецовой – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 480с.
43. Особенности логопедической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. / Методические рекомендации Т.В.Коротаева, И.В.Пашкова, И.В.Токарева – Екатеринбург, 2002 – 23с.
44. Правдина О.В. Логопедия М., «Просвещение», 1969 – 310с.
45. К.А.Семёнова. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича: «Антидор», М., 1999 – 384с.
46. Специальная педагогика. Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др. / Под ред. Н.М.Назаровой – 2 изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 400с.
47. Специальная психология В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др. / Под ред. В.И.Лубовского. М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 464с.
48. Хрестоматия по логопедии (Извлечения и тесты). В 2т.т.: Т 1 / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селивёрстова – М., «Просвещение», 1969 – 310с.
49. Частные методики адаптивной физкультуры / Под ред. Л.В.Шапковой – М. Советский спорт, 2004 – 464с.
50. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И.
Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.
51. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. / Под. науч. ред. проф. Л.М.Шипицына – СПб: «Речь», 2003 – 240с.