Введение:
Агрессия – одна из тем, знания в которой живо интересуют не только специалистов в различных областях психологии, но и социологов, педагогов, философов, работников правоохранительных органов. Агрессивное поведение – один из центральных вопросов понимания человеческой природы.
В настоящее время отсутствует научно обоснованное определение агрессии и агрессивности. Под агрессивностью большинство авторов (Левитов Н.Д., 1972; Ениколопов С.Н., 1976; Басс А., 1961; Берковиц Л., 1962; Эйдемиллер Э.Г., 1997) понимают разнообразные действия, выражающие мысли и эмоции, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека/группы людей, наносят материальный ущерб, блокируют его/их намерения, противодействуют его/их интересам, ведут к его/их уничтожению.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Проблема агрессивного поведения человека все больше и больше привлекает внимание разных специалистов- психологов, психиатров, социологов и криминологов, отражая социальные запросы общества, испытывающего на себе все усиливающееся воздействие насилия и жестокости. Насилие стало характерной приметой настоящего времени и пронизывает все сферы жизни. В изучении такого рода насилия особое значение уделяется анализу индивидуального агрессивного поведения человека, особенностям личности.
Актуальность проблемы обусловлена увеличением числа детей с асоциальными ориентациями, с высоким уровнем групповой солидарности. Агрессия стала частью нашей жизни, характеризуется массовостью и высокой степенью интенсивности и среди обычных подростков.
Реформирование российского общества сопровождается кризисом и преобразованием социальных структур. Кризис в важнейших институтах социализации – семье, школе, трудовой деятельности – прежде всего, отражается на вступающем в жизнь поколении, от которого зависят судьбы реформ, будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Сегодня исследование социальных проблем вступающего в жизнь поколения, сознание которого не зашорено идеологическими штампами застойных лет, является, как никогда, актуальным. Нормативно-ценностный кризис, сопровождающих реформирование российского общества, зачастую приводит к тому, что молодые люди не имеют целостного устойчивого мировоззрения, духовного стержня, скатываются на путь цинизма, нигилизма, безверия.
....
Глава 2:
Целью исследования явилось выявление уровня агрессивности старшеклассников.
Объектом исследования были учащиеся 10-х классов общеобразовательной средней школы п. Михнево Ступинского района Московской области (30 человек).
Предмет исследования – проявления агрессивности старшеклассников.
Мною была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности агрессивности у старшеклассников связана с возрастными особенностями личности (ранний юношеский возраст).
В ходе исследования решались следующие задачи:
- Выявление наличия агрессивного поведения у детей данной возрастной группы;
- Выявление степени выраженности агрессивности у старшеклассников;
- Анализ полученных результатов.
Проблема детской агрессивности является очень актуальной на современном этапе, вызывает к себе интерес. На протяжении периода существования советской детской психологии данная тема игнорировалась. Дети с проявлениями агрессивных реакций оценивались как капризные, избалованные, непослушные. Сейчас в повышенном внимании нуждаются дети с отклонениями в поведении. Педагоги призваны помочь им, а не навредить, как это иногда бывает из-за отсутствия необходимых знаний по данному вопросу.
Проявление агрессии в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога, социального педагога должна стать психокоррекционная и профилактическая работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но как определить это «более» или «менее»?
Заключение теоретического анализа показало, что различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность. В отечественной психологии под агрессивностью принято понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Информация об агрессивности ребенка может быть получена либо путем длительных психолого-педагогических наблюдений, либо путем диагностических испытаний с помощью специальных методик.
Для решения вышеперечисленных задач мною были выбраны следующие методы: метод наблюдения и тестирование (психологическое).
Для исследования была использована такая методика, как вопросник Басса-Дарки.
При выборе методов исследования я стремилась к тому, чтобы они наиболее адекватно соответствовали поставленной цели и задачам. Для выявления степени выраженности агрессивности, помимо указанной выше методики, мною использовался и самый продуктивный в психодиагностике метод – метод наблюдения.
Наблюдение представляет собой метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами исследования. Наблюдение наиболее часто используется в педагогической практике для составления характеристики учащегося. Немаловажную роль играет этот метод в психологической практике. Во-первых, это возможность получить богатую информацию для психологического анализа особенностей поведения ребенка. Во-вторых, наблюдение можно использовать, когда психологическая информация не может быть получена никакими иными методами.
Мною было использовано неструктурализованное наблюдение. Оно не имело строгого плана, заранее были определены лишь объект и ситуации наблюдения. При наблюдении я руководствовалась принципами, заключенными в работах С. Розенцвейга, который считал, что критическая или фрустрирующая ситуация является прекрасным индикатором, позволяющим диагностировать нарушение поведения детей. Это справедливо потому, что невозможность удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия расценивается ребенком как негативная, неприятная, трудная ситуация. В результате ребенок начинает проявлять активность, направленную на изменение сложившегося положения. При оценке агрессивности старшеклассника особое внимание уделялось синдромам, описывающим враждебность по отношению ко взрослым, к сверстникам и недостаток социальной нормативности.
..........
Заключение:
Поскольку личность – есть продукт освоения индивидом культурного наследия человечества, то и агрессивность, как одно из ее качеств является социально приобретенным. Разумеется, тип высшей нервной деятельности, темперамент, психические аномалии могут влиять в процессе онтогенеза на формирование этого свойства, но не они являются непосредственно детерминирующими. Агрессивность, как личностная черта, связана с определенным строением мотивационной сферы личности, является составной частью ее ценностной системы. Агрессия может проявляться в безразличии к страданиям других людей (или же в стремлении к их причинению), и как осознание действия, направленного на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоудовлетворения.
Проявление агрессии в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога, социального педагога должна стать психокоррекционная и профилактическая работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но как определить это «более» или «менее»?
Заключение теоретического анализа показало, что различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность. В отечественной психологии под агрессивностью принято понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой - сам акт агрессии не может не принимать социально опасные и не одобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два типа: 1) мотивационная агрессия как самоценность; 2) инструментальная агрессия как средство (подразумевается при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). ......