Курсовая практика по теме: Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности старшеклассников

Название работы: Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности старшеклассников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

45 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава I. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (РАННИЙ ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ) 5

1.1. Понятие агрессии. Проблема агрессии в мировой научной психологии 5

1.2. Особенности психологии старших школьников 14

Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 21

2.1. Диагностика состояния агрессии у старшеклассников (методики исследования) 21

2.2. Результаты психологического исследования 24

Глава 3. Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности старшеклассников 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Приложение 1. Вопросник Басса-Дарки 40

Приложение 2. Таблица результатов тестирования (вопросник Басса-Дарки) 43

Выдержка:

Введение:

Агрессия – одна из тем, знания в которой живо интересуют не только специалистов в различных областях психологии, но и социологов, педагогов, философов, работников правоохранительных органов. Агрессивное поведение – один из центральных вопросов понимания человеческой природы.

В настоящее время отсутствует научно обоснованное определение агрессии и агрессивности. Под агрессивностью большинство авторов (Левитов Н.Д., 1972; Ениколопов С.Н., 1976; Басс А., 1961; Берковиц Л., 1962; Эйдемиллер Э.Г., 1997) понимают разнообразные действия, выражающие мысли и эмоции, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека/группы людей, наносят материальный ущерб, блокируют его/их намерения, противодействуют его/их интересам, ведут к его/их уничтожению.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Проблема агрессивного поведения человека все больше и больше привлекает внимание разных специалистов- психологов, психиатров, социологов и криминологов, отражая социальные запросы общества, испытывающего на себе все усиливающееся воздействие насилия и жестокости. Насилие стало характерной приметой настоящего времени и пронизывает все сферы жизни. В изучении такого рода насилия особое значение уделяется анализу индивидуального агрессивного поведения человека, особенностям личности.

Актуальность проблемы обусловлена увеличением числа детей с асоциальными ориентациями, с высоким уровнем групповой солидарности. Агрессия стала частью нашей жизни, характеризуется массовостью и высокой степенью интенсивности и среди обычных подростков.

Реформирование российского общества сопровождается кризисом и преобразованием социальных структур. Кризис в важнейших институтах социализации – семье, школе, трудовой деятельности – прежде всего, отражается на вступающем в жизнь поколении, от которого зависят судьбы реформ, будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Сегодня исследование социальных проблем вступающего в жизнь поколения, сознание которого не зашорено идеологическими штампами застойных лет, является, как никогда, актуальным. Нормативно-ценностный кризис, сопровождающих реформирование российского общества, зачастую приводит к тому, что молодые люди не имеют целостного устойчивого мировоззрения, духовного стержня, скатываются на путь цинизма, нигилизма, безверия.

....

Глава 2:

Целью исследования явилось выявление уровня агрессивности старшеклассников.

Объектом исследования были учащиеся 10-х классов общеобразовательной средней школы п. Михнево Ступинского района Московской области (30 человек).

Предмет исследования – проявления агрессивности старшеклассников.

Мною была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности агрессивности у старшеклассников связана с возрастными особенностями личности (ранний юношеский возраст).

В ходе исследования решались следующие задачи:

- Выявление наличия агрессивного поведения у детей данной возрастной группы;

- Выявление степени выраженности агрессивности у старшеклассников;

- Анализ полученных результатов.

Проблема детской агрессивности является очень актуальной на современном этапе, вызывает к себе интерес. На протяжении периода существования советской детской психологии данная тема игнорировалась. Дети с проявлениями агрессивных реакций оценивались как капризные, избалованные, непослушные. Сейчас в повышенном внимании нуждаются дети с отклонениями в поведении. Педагоги призваны помочь им, а не навредить, как это иногда бывает из-за отсутствия необходимых знаний по данному вопросу.

Проявление агрессии в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога, социального педагога должна стать психокоррекционная и профилактическая работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но как определить это «более» или «менее»?

Заключение теоретического анализа показало, что различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность. В отечественной психологии под агрессивностью принято понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Информация об агрессивности ребенка может быть получена либо путем длительных психолого-педагогических наблюдений, либо путем диагностических испытаний с помощью специальных методик.

Для решения вышеперечисленных задач мною были выбраны следующие методы: метод наблюдения и тестирование (психологическое).

Для исследования была использована такая методика, как вопросник Басса-Дарки.

При выборе методов исследования я стремилась к тому, чтобы они наиболее адекватно соответствовали поставленной цели и задачам. Для выявления степени выраженности агрессивности, помимо указанной выше методики, мною использовался и самый продуктивный в психодиагностике метод – метод наблюдения.

Наблюдение представляет собой метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами исследования. Наблюдение наиболее часто используется в педагогической практике для составления характеристики учащегося. Немаловажную роль играет этот метод в психологической практике. Во-первых, это возможность получить богатую информацию для психологического анализа особенностей поведения ребенка. Во-вторых, наблюдение можно использовать, когда психологическая информация не может быть получена никакими иными методами.

Мною было использовано неструктурализованное наблюдение. Оно не имело строгого плана, заранее были определены лишь объект и ситуации наблюдения. При наблюдении я руководствовалась принципами, заключенными в работах С. Розенцвейга, который считал, что критическая или фрустрирующая ситуация является прекрасным индикатором, позволяющим диагностировать нарушение поведения детей. Это справедливо потому, что невозможность удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия расценивается ребенком как негативная, неприятная, трудная ситуация. В результате ребенок начинает проявлять активность, направленную на изменение сложившегося положения. При оценке агрессивности старшеклассника особое внимание уделялось синдромам, описывающим враждебность по отношению ко взрослым, к сверстникам и недостаток социальной нормативности.

..........

Заключение:

Поскольку личность – есть продукт освоения индивидом культурного наследия человечества, то и агрессивность, как одно из ее качеств является социально приобретенным. Разумеется, тип высшей нервной деятельности, темперамент, психические аномалии могут влиять в процессе онтогенеза на формирование этого свойства, но не они являются непосредственно детерминирующими. Агрессивность, как личностная черта, связана с определенным строением мотивационной сферы личности, является составной частью ее ценностной системы. Агрессия может проявляться в безразличии к страданиям других людей (или же в стремлении к их причинению), и как осознание действия, направленного на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоудовлетворения.

Проявление агрессии в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога, социального педагога должна стать психокоррекционная и профилактическая работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но как определить это «более» или «менее»?

Заключение теоретического анализа показало, что различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность. В отечественной психологии под агрессивностью принято понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой - сам акт агрессии не может не принимать социально опасные и не одобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два типа: 1) мотивационная агрессия как самоценность; 2) инструментальная агрессия как средство (подразумевается при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). ......

Похожие работы на данную тему