Введение:
Переход России к открытой экономике в начале 90-х гг. привел к разделению народного хозяйства страны на три группы отраслей в зависимости от их конкурентоспособности на внешнем (а также на внутреннем) рынке.
Первая группа—по мировым стандартам конкуренто¬способные ресурсные отрасли (нефтяная, газовая, лесная, алмаз¬ная промышленность, отчасти энергетика, черная и цветная ме¬таллургия). В этих отраслях работают 4% всех занятых в эконо¬мике и 17% — в промышленности. Но в них создается около по¬ловины добавленной стоимости в индустрии и примерно 15% ВВП, если считать во внутренних ценах (в мировых ценах — су¬щественно больше). Ресурсные отрасли обеспечивали в середине 90-х гг. (до падения мировых цен на сырье и топливо) свыше 75%. всего российского экспорта.
Эти отрасли могут развиваться на основе самофинансирова¬ния с использованием иностранных инвестиций и выходом на внешние рынки.
Вторая группа — отрасли обрабатывающей промышлен¬ности, имеющие большой научно-технический потенциал, спо¬собные производить продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и (при определенных условиях) на внешнем рынке. К ним относятсяавиакосмическая, атомная промышлен¬ности, отчасти энергетическое машиностроение, тяжелое станко¬строение, биотехнологии, лесная, деревообрабатывающая и цел-люлозно-бумажная промышленность. На долю этих отраслей в 1996 г. приходилось около 20% промышленной продукции, но всего 12% экспорта России.
Данная группа отраслей нуждается в протекционистской по¬литике государства для поддержания конкурентоспособности на внутреннем рынке.
.......
Глава 2:
Экономическая интеграция есть результат углубления процессов интернационализации, доведение их до уровня интеграции. Транснациональные корпорации и современная технологическая революция в громадной степени усиливают действие переплетающихся факторов хозяйственной жизни во всем мире. Главный участник интеграционного процесса как следствие интернационализации экономики мира - крупный частный капитал развитых стран мир. В настоящее время этот процесс отчетливо прослеживается в трех крупных регионах: в Западной Европе, Северной Америке и в районе Тихоокеанского бассейна (Япония-Австралия; США-Канада -Мексика; страны АСЕАН). С одной стороны, происходит нарастание глобального процесса интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическое сближение стран на региональной основе приобретает форму экономической интеграции.
Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, в то же время выражает определенную дивергенцию в системе мирового рынка, то есть параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, тем не менее, в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров. Речь идет о качественном сдвиге, обусловленном, с одной стороны, растущими экономическими потребностями к хозяйственному сближению разных стран, с другой - всеохватывающим характером углубления противоречий в рамках мировой системы. Выход из этих противоречий, как и задачи, диктуемые ускорением интернационализации национальных хозяйственных комплексов, современное рыночное хозяйство стремится решить через посредство региональной экономической интеграции. В рамках регионального комплекса интересов национализируются и интегрируются уже не только первая и третья фазы кругооборота общественного капитала участвующих в интеграции стран, протекающие в сфере обращения, но его вторая - центральная фаза, то есть самовоспроизводство, сам технологический процесс создания товара. В результате происходит "переплетение кругооборота совокупных национальных капиталов в целом. Здесь пролегает основной рубеж, отделяющий интеграцию от доинтеграционных форм интернационализации хозяйственной жизни" .
.......
Заключение:
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, ситуацию на рынке отечественного шинного производства нельзя охарактеризовать как стабильную. Так, несмотря на общий рост производства в целом по отрасли на 6,8% в 2000 г., и рост выпуска по отдельным видам шин (напр., рост выпуска сельскохозяйственных шин и шин для грузовых автомобилей), рост производства легковых шин практически отсутствовал.
Во-вторых, импорт продолжал занимать достаточно большой сегмент рынка и за рассматриваемый период характеризовался стабильным ростом по всем видам шин (кроме авиационных): легковые шины - рост на 28% в натуральном выражении, грузовые - на 9,6%, используемые в сельском и лесном хозяйствах - на 78,6% и т.д.
В-третьих, несмотря на работающий в пользу российских шин ценовой фактор, российская шинная промышленность пока не готова к конкуренции с западными компаниями, что связано, в первую очередь, с несопоставимыми техническими параметрами отечественных и западных шин.
Для кардинального улучшения качественных параметров выпускаемых отечественной промышленностью шин и предприятия-лидеры, и более мелкие участники рынка нуждаются в коренной модернизации производства. Решение этого вопроса наиболее вероятно через сотрудничество с ведущими мировыми компаниями.