Введение:
Россия уже достаточно продолжительное время находится на пути реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок». Рынок – это механизм реализации рыночной экономики, характеризующийся экономическими отношениями по поводу купли и продажи товаров, работ, услуг по ценам, установившимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.
Одной из главных особенностей рынка и ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции или конкурентной рыночной системы. Существует множество определений конкуренции и, как правило, они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». В действительности, конкуренция – это борьба, причем это борьба и между производителями, и между потребителями, это взаимоотношения по поводу установления и формирования цен и объемов, спросов и предложения товаров на рынке.
Благодаря конкуренции, выделяется общественная необходимость в данном виде товара, дается его оценка, устанавливается единый уровень цен. Конкуренция обязывает производителей подчиняться экономическим законам рынка. В конкуренции усматривается, как главная сущность, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
.........
Глава 2:
Структура данного вида конкуренции может быть устойчива лишь в том случае, если в ее фундаменте присутствуют все необходимые условия, характеризующиеся следующими факторами:
• Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Примерам служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. 9, с.99
• Однородность продукции разных предприятий, то есть, нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, зерно, уголь, нефть. Отсутствует основания для неценовой конкуренции.
• Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.
Чтобы разобраться в сути чистой конкуренции, необходимо рассмотреть следующие понятия:
Цена за единицу продукции для покупателя является доходом от единицы продукции, или средним доходом, для продавца. Сказать, что покупатель уплатил цену в 13 рублей за штуку, то же само, что сказать: доход от единицы продукции, или средний доход, полученный продавцом, равен 13 рублям.
Цена и средний доход – это одно и тоже, рассмотренное с разных точек зрения.
Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на количество продукции, которое фирма может продать. Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она будет озабочена и тем, какой будет дополнительный (предельный) доход от продажи еще одной единицы продукции. 10, с. 69
Предельный доход есть дополнительный, или добавочный, доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции. В условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы. Поэтому каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену к валовому доходу. Отсюда условие чистой конкуренции предельный доход – постоянная величина.
Подводя итог вышеизложенного, можно сделать следующий вывод, что чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.
Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем в любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
.........
Заключение:
Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).
В результате анализа, проведенного в ходе выполнения данной курсовой работы на тему «Конкуренция: совершенная и несовершенная», можно сказать следующее: современная рыночная организация, а также основные модели рынка имеют довольно сложную структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так и несовершенной конкуренции, регулируемой и свободной конкуренции.
Таким образом, конкуренция – это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды.
Однако в условиях современного мира мы наблюдает только различные виды несовершенной конкуренции: монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Здесь следует отметить, что чистая монополия встречается достаточно редко. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании (например, «Дальсвязь» в Сахалинской области), монополию книгоиздательства на реализацию учебников.
Как было доказано в ходе сравнения монополии и совершенной конкуренции, монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике.
.........