Основная часть:
Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортиро-ванием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрика-тов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его требо-ваниями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информа-ции.
Понятие Логистика - как математическая логика; техника и технология транспортно-складских работ в военной и/или гражданской области
Логистика предприятия
Логистика снабжения Л. Пр-ва Логистика сбыта
Рынок
Поставщик Склад
Поставщи-ка Склад
Получате-ля Пр-во Склад
Гот. Прод. Склад
Поставщи-ка Заказчик
Логистика складирования
Логистика внутризаводского транспорта
Рис.1. Структура логистики
Глобальная цель логистики - сокращение цикла, уменьшение запасов. На стадии производства - за счет синхронизации процессов; за счет определения потребности в материальных ресурсах; что требуется? когда? сколько?; за счет саморегулирования Основная задача логистики - использование материалов, энергии, информации, персонала и средств производства. Предоставить потре-бителю продукцию в заданное время заданного качества в заданное место и за определенную цену.
Логистика снабжения - закупка максимума материалов.
.........
Начало XXI в. характеризуется резким усилением значимости факто¬ра времени осуществления логистических процессов.
Потребители, как на рынке продукции производственно-технического на-значения, так и на рынке изделий народного потребления становятся все более чувствительными ко времени, в течение которого исполняется их заказ. Сокра-щение времени позволяет сократить дополнительные за¬траты, которые несет клиент, пока ожидает поставку или пытается реали¬зовать альтернативные вари-анты. Потребители сегодня оценивают время исполнения заказа, и это влияет на их покупательское поведение.
В традиционно организованных системах управления материальными по-токами основным показателем при выборе поставщика чаще всего яв¬ляется це-на. Логистическая организация, продолжая отдавать должное цене поставляе-мых товаров, тем не менее основной акцент переносит на время исполнения за-каза.
Поставщик, не осознающий важности фактора времени процесса и не имеющий системы, способной удовлетворить временные потребности быстро изменяющихся рынков, проигрывает в конкурентной борьбе.
Перечислим основные причины роста времячувствительности рын¬ков: со-кращение полных жизненных циклов товаров; ориентация потре¬бителей на ра-боту в условиях низких запасов; усиление фактора рыноч¬ного спроса и, как ре-зультат, увеличение потерь, вызванных объектив¬ным ростом ошибочности про-гнозов.
Кратко охарактеризуем каждый из этих факторов:
Сокращение полных жизненных циклов товаров. Особенностью последних нескольких десятилетий было сокращение полных жизненных циклов товаров. Например, механическая пишущая машинка имела пол¬ный жизненный цикл приблизительно в 30 лет. Пришедшая ей на смену электромеханическая пишу-щая машинка уступила место электронной пишущей машинке с полным четы-рехлетним жизненным циклом. Совре¬менные печатающие устройства имеют полный жизненный цикл меньше одного года. За это время необходимо успеть разработать новое изделие, организовать снабжение, начать производство и ор-ганизовать реализа¬цию. Следовательно, способность к быстрому развитию из-делия стано¬вится ключевым элементом конкурентоспособности предприятия.
Стремление потребителей к уменьшению запасов. Одной из наибо¬лее яв-ных тенденций последних лет является всеобщее стремление компаний к уменьшению запасов независимо от того, находятся ли эти запа¬сы в форме сы-рья, компонентов в незавершенном производстве или в виде готовой продук-ции. Освобождается вложенный в запасы капитал, уменьшаются издержки.
Ориентация участников логистических процессов на работу в условиях низких запасов означает, что возможность поставки полного заказа во время, требуемое клиентом, становится одним из основных показателей оценки по-ставщика. Очевидно, что те компании, которые могут доби¬ваться сокращения времени между получением заказа и поставкой, будут иметь существенное пре-имущество над своими более медлительными конкурентами.
Усиление фактора рыночного спроса (рост непредсказуемости спро¬са) и, как результат, увеличение потерь, вызванных объективным ростом ошибочно-сти прогнозов.
..........
Заключение:
Таким образом, в процессе управления материальными потоками в эконо¬мике решается множество разнообразных задач. Это — задачи прогнозирова-ния спроса и производства, а следовательно, и объ¬ема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.
Материальные потоки образуются в результате деятельно¬сти различных предприятий и организаций, производящих и по¬требляющих ту или иную про-дукцию, оказывающих или пользу¬ющихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие пред¬приятия и организации:
— транспортные предприятия общего пользования, различ¬ные экспедици-онные фирмы;
— предприятия оптовой торговли;
— коммерческо-посреднические организации;
— предприятия-изготовители, чьи склады готовой продук¬ции выполняют разнообразные логистические операции.
Силами этих предприятий и организаций формируются ма¬териальные по-токи, непосредственно осуществляется и контро¬лируется процесс товаропере-движения.
Каждый из перечисленных участников логистического про¬цесса специали-зируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однород¬ных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличаю-щу¬юся от другой совокупности действий, имеющих также опреде¬ленную цель. Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей ло¬гистической системы.
....