Основная часть:
Правотворчество - это сложный процесс создания правовых норм. В современной юри-дической практике существует несколько основных разновидностей подготовки и утвержде-ния правовых норм. Во-первых, это правотворчество народа в форме референдума. Во-вторых, правотворчество государственных органов, как федеральных, так и субъектов Феде-рации. В-третьих, корпоративное правотворчество - санкционированная правотворческая деятельность некоторых учреждений и должностных лиц в рамках их компетенции.
Принципиально важным из этих видов правотворчества является правотворчество на-рода в форме референдума. В п. 1 статьи 3 Конституции РФ закрепляется право, традицион-но считающееся основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граж-дан - конституционного права граждан на участие в управлении делами государства. Право граждан на участие в управлении делами государства выходит далеко за рамки обычного субъективного права, соприкасаясь с другими политическими правами и свободами граждан: избирательными, правом на участие в референдуме и многими другими. Возможно, право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами является не столько субъективным правом, входящим в систему политических прав и свобод, сколько основополагающим принципом взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами. Данный принцип реализуется, в первую очередь, посредством осуществле-ния политических прав и свобод граждан.
Право граждан на управление делами государства, с одной стороны - реализация прин-ципа народовластия, с другой стороны - раскрывается в целом ряде конкретных форм осуще-ствления гражданами упомянутого права. Это закрепляемые в последующих частях коммен-тируемой статьи права избирать и быть избранными, право на участие в референдуме, право участвовать лично в работе любой из ветвей власти: законодательной, исполнительной, су-дебной.
............
Сравнивая Конституцию РФ и Конституцию УР, прежде всего отметим, что Конститу-ции имеют несколько различную структуру. Конституция РФ:
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)
Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)
Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)
Глава 7. Судебная власть (ст. 118-129)
Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр (ст. 134-137)
Конституции
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Конституция УР:
Раздел первый.
Глава 1. Основы Конституционного строя (ст.ст. 1-16)
Глава 2. Защита прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 17-20)
Глава 3. Удмуртская Республика - государство в составе (ст.ст. 21-31)
Российской Федерации
Глава 4. Административно-территориальное устройство (ст.ст. 32-33)
Глава 5. Государственный Совет Удмуртской Республики (ст.ст. 34-46)
Глава 6. Президент Удмуртской Республики (ст.ст. 47-54)
Глава 7. Правительство Удмуртской Республики (ст.ст. 55-59)
Глава 8. Судебная власть. Прокуратура, адвокатура и (ст.ст. 60-66)
нотариат
Глава 9. Местное самоуправление (ст.ст. 67-73)
Глава 10. Конституционные поправки (ст.ст. 74-117)
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Как видим, в Конституции УР добавлена глава 5 Административно-территориальное устройство и изменены названия некоторых глав в соответствии с системой органов государ-ственной власти в республике.
Наиболее важен принцип обеспечения единства двухуровневой системы конституци-онного законодательства, которое характеризуется следующими конституционными призна-ками. Во-первых, закреплением юридического верховенства Конституции РФ на всей терри-тории страны. Во-вторых, определением сфер исключительной и совместной компетенции Федерации и УР. В-третьих, установлением приоритетов законодательства РФ и УР. В-четвертых, гарантированностью самостоятельности УР в сфере законодательства. В-пятых, введением договоров и соглашений между РФ и УР в число источников конституционного права и возможностью договорно-правового регулирования внутри федеративных отноше-ний. В-шестых, определением общей процедуры разрешения юридических споров и колли-зий путем отнесения к ведению РФ федерального коллизионного права. Все перечисленное составляет правовую основу обеспечения единства двух уровней конституционного законо-дательства Российской Федерации. Разумеется, ведущее место здесь принадлежит Конститу-ции РФ и ее правовому регулированию федеративных отношений.
......................
Местное самоуправление – это проявление фундаментального свойства природы – свойства самоорганизации и саморазвития. Следовательно, рассмотрение данной проблемы невозможно без четкого определения понятия местного самоуправления.
Местное самоуправление в России имеет мощные исторические корни. Без преувели-чения можно сказать, что состоявшаяся российская государственность, насчитывающая бо-лее одиннадцати веков, обязана местному самоуправлению. Начиная с первых государствен-ных образований на территории современной России (Киевская Русь, Новгородское государ-ство, Московское государство и др.), местное самоуправление играло системообразующую роль в формировании и укреплении российской государственности.
Развитию местного самоуправления на протяжении веков противостоял процесс цен-трализации государственного управления. Централизация, конечно, необходима в условиях внешней угрозы, но в условиях ее отсутствия она ослабляет государство, делает его некон-курентоспособным, так как прямым ее результатом является подавление социальной актив-ности и невостребованность интеллектуального потенциала нации. Неизбежным итогом процесса централизации всегда является кризис государственности.
Местное самоуправление занимает "центральную позицию" между государством и об-ществом. Именно в данной позиции этот общественно-политический институт играет клю-чевую роль в сохранении и укреплении государственности.
По своей природе местное самоуправление есть явление гораздо более сложное, чем его формальный правовой статус. В соответствии с Конституцией России местное само-управление - это политический институт в системе народовластия. Таким образом, местное самоуправление как правовой институт является одной из форм проявления фундаменталь-ного свойства социальной системы. Но это не только правовой институт, но и форма прояв-ления фундаментального свойства социальной системы, то есть объективный результат со-циальной эволюции.
С этой точки зрения, подавление местного самоуправления чревато негативными по-следствиями для государства: в лучшем случае - это социальное напряжение (проявленный конфликт между обществом и государством); в худшем - скрытый конфликт, признаком ко-торого является повышение уровня криминализации общественной жизни. В последнем слу-чае объективно существующая реальность (свойство самоорганизации и саморазвития) нахо-дит себе выход за пределами правового пространства (в незаконной форме), уходя от взаи-модействия с государством и из-под его контроля.
...............