Введение:
Определение понятия «умственная отсталость» имеет не только теоретиче-ское, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей.
Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Поскольку в данном курсе освещаются закономерности психи-ческого развития умственно отсталого ребенка, следует с самого начала четко определить понятие «умственная отсталость», обозначить тот тип аномального психического развития, который подлежит изучению. Дать правильное опреде-ление понятия «умственная отсталость»—значит объяснить причину этого со-стояния и выделить его наиболее существенные признаки.
Не менее важно практическое значение правильного определения понятия «умственная отсталость». Для умственно отсталых детей создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Все умственно от-сталые дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомога-тельных школах. От правильности и четкости определения понятия «умствен-ная отсталость» зависит судьба многих детей. Если определение будет ошибоч-ным или расплывчатым, трудно будет правильно решить, какого ребенка сле-дует отнести к числу умственно отсталых. Это значит, что трудно будет решить и то, в какую школу его направить—в массовую, вспомогательную или еще ка-кую-нибудь, например в школу для алаликов, тугоухих и т. д.
Правильный отбор во вспомогательные школы важен не только для детей и их родителей, но и для правильной организации школьной сети.
Если ребенок, который не является умственно отсталым, но только неко-торыми своими особенностями похож на него, направляется во вспомогатель-ную школу, он лишается своевременного общего образования, страдает от того, что учится в иной, особой школе, не в такой, в какой учатся его товарищи по дому.......
Вопрос 2:
По глубине и тяжести психических нарушений независимо от формы ум-ственную отсталость делят на идиотию, имбецильность и дебильность.
При анализе психопатологических особенностей идиотии, имбецильности и дебильности можно отметить: 1) тотальный характер психического недораз-вития; 2) преимущественное поражение наиболее дифференцированных, спе-цифически человеческих функций — мышления и речи — при относительной сохранности более древних инстинктивных переживаний. Однако в зависимо-сти от глубины психического недоразвития меняется и степень выраженности каждой из этих особенностей олигофренического слабоумия. Понятно, что чем более снижен уровень психического развития, тем яснее выступает тотальный характер олигофренического слабоумия.
Имбецильность — средняя степень умственного недоразвития. На ее долю приходится 20 % случаев олигофрении. Интеллектуальный коэффициент у па-циентов с имбецильностью колеблется от 20 до 50 % средневозрастной нормы, доступно понимание простых связей между объектами в первичных, обиход-ных ситуациях. С опозданием, к трем, пяти годам появляется речь, активный запас слов исчисляется сотнями. Формируются несложные навыки самообслу-живания, простейшие трудовые навыки. Доступен механический счет в преде-лах 10—20, арифметические действия не усваиваются. Недоступно и чтение. Познавательные потребности не развиты, хотя существуют реакции любопыт-ства. Имбецилы свободно пользуются личными местоимениями, узнают свое изображение в зеркале, на фотографии. Эмоциональные реакции и средства их выражения более дифференцированы, выявляются привязанности и антипатии. В моторном плане пациенты неуклюжи, неловки, речь косноязычна. Игровая деятельность однообразна. Имбецильность делят на глубокую, среднюю и лег-кую тяжести.
Имбецилъность - более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Спе-цифика и выраженность олигофренического слабоумия выступают при имбе-цильности с большей отчетливостью. Это, прежде всего, проявляется в полной неспособности к отвлечению от конкретной ситуации, образованию даже эле-ментарных понятий. Суждения крайне бедны и большей частью без переработ-ки заимствованы от окружающих...........
Заключение:
Из имеющихся данных о клинических особенностях трех степеней оли-гофрении — идиотии, имбецильности и дебильности — явствует, что при каж-дой из них имеется свой темп развития, свои качественные особенности и вре-мя их проявления. В то же время между ними нет ясных границ, и они обнару-живают более или менее отчетливо такие общие признаки олигофрении, так то-тальность задержки развития и преимущественное недоразвитие более слож-ных дифференцированных, более «молодых» психических функций.
Наиболее тотально и глубоко искажено психическое развитие при идио-тии, при которой в зачаточном состоянии находятся не только познавательная деятельность и эмоциональные переживания и волевые проявления. При глубо-ких степенях недоразвития и двигательная активность сводится только к неце-ленаправленным автоматическим или импульсивным движениям.
При имбецильности тотальность поражения также выражена достаточно отчетливо. Однако здесь степень недоразвития меньше и поэтому яснее высту-пает преимущественная недостаточность более дифференцированных, более поздно формирующихся функций. При относительной сохранности непосред-ственных эмоциональных переживаний у них глубоко недоразвиты те уровни познавательной деятельности, которые необходимы для осмысленной перера-ботки впечатлений и адекватного приспособления к требованиям реальной жизни. Поведение больного формируется не на основе полноценного опыта, представляющего синтез новых восприятии с ранее накопленными, а определя-ется преимущественно раз навсегда усвоенными «штампами», скудными и кос-ными, дающими лишь относительное приспособление к привычным условиям, но совершенно непригодными в новых, изменяющихся ситуациях....