ВВЕДЕНИЕ
Определение понятия «умственная отсталость» имеет не только теоретиче-ское, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей.
Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Поскольку в данном курсе освещаются закономерности психи-ческого развития умственно отсталого ребенка, следует с самого начала четко определить понятие «умственная отсталость», обозначить тот тип аномального психического развития, который подлежит изучению. Дать правильное опреде-ление понятия «умственная отсталость»—значит объяснить причину этого со-стояния и выделить его наиболее существенные признаки.
Не менее важно практическое значение правильного определения понятия «умственная отсталость».
2. КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИМБЕЦИЛЬНОСТИ
По глубине и тяжести психических нарушений независимо от формы ум-ственную отсталость делят на идиотию, имбецильность и дебильность.
При анализе психопатологических особенностей идиотии, имбецильности и дебильности можно отметить: 1) тотальный характер психического недораз-вития; 2) преимущественное поражение наиболее дифференцированных, спе-цифически человеческих функций — мышления и речи — при относительной сохранности более древних инстинктивных переживаний. Однако в зависимо-сти от глубины психического недоразвития меняется и степень выраженности каждой из этих особенностей олигофренического слабоумия. Понятно, что чем более снижен уровень психического развития, тем яснее выступает тотальный характер олигофренического слабоумия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л.: Медицина, 1982.
2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей). - М.: Медицина, 1979,
3. Лебединская К.С. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина - М.: Про-свещение, 1983.
4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? –М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
5. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клини-ка олигофрении). - М.: Медицина, 1965.