Введение:
Инновация может быть определена как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изме-нения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используе-мых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:
неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожи-данная неудача;
несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её от-ражением во мнениях и в оценках людей;
изменение потребностей производственного процесса;
изменения в структуре отрасли или рынка;
демографические изменения;
изменения в восприятии и в ценностных установках;
новые знания, научные и ненаучные.
Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим, да и вообще, чем-то вещественным. Мало существует технических инноваций, которые смогут сопер-ничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.
Целью настоящей работы является анализ зарубежного опыта государствен-ного регулирования инновационной деятельности. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изме-нение - инновация. .........
Глава 2:
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной ак-тивности и развитию научно-технического потенциала.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного ре-гулирования экономики определяются особенностями инновационного про-цесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, c посредующими всеми ста-дии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в ус-ловиях регулируемой рыночной экономики развитых стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач ком-пании, добивающейся высокой прибыльности.
Государственная инновационная политика в промышленно развитых стра-нах направлена на создание благоприятного экономического климата для осу-ществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим зве-ном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к сле-дующим моментам:
государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инноваци-онных идей);
в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнооб-разные программы, направленные на повышение инновационной активно-сти бизнеса;
государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на прове-дение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, кото-рые затем находят широкое применение в экономике страны;
фискальные и прочие элементы государственного регулирования форми-руют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловлива-ют эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
государство выступает в роли посредника в деле организации эффективно-го взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует коо-перацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуа-цией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регули-рования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как прави-ло, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрез-вычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общест-ва; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдаю-щего предпочтение игре рыночных сил.
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства го-сударства в экономику выделяют три группы стран:
в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);
вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);
.........
Заключение:
Обращение государств с традиционно развитыми рыночными отношения-ми к вопросам глобального, перспективного характера (имеются в виду тща-тельный анализ направлений технического развития и выбор приоритетных об-ластей инновационной деятельности; анализ темпов развития инновационных процессов и склонности общества к инновационному предпринимательству; инициирование инновационных программ и т.д.) раскрывает основную причи-ну государственного вмешательства в управление инновациями. Сосредоточи-вая внимание преимущественно на вопросах перспективного характера, госу-дарственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы, оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций. Рыночные ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю эко-номическую ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на ближайшее будущее. В этих условиях приоритет отдается инновационным про-цессам, которые обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего макси-мум прибыли на вложенный акционерами капитал. При этом могут оказаться невостребованными инновационные идеи, заключающие в себе огромный "об-щественный эффект" (например, программа борьбы со СПИДом) или потенци-альный эффект в будущем (продукты и процессы завтрашнего дня).
В этой связи не может не тревожить почти полное отсутствие подобной политики и подобных ей механизмов в России и других бывших республиках СССР. Нельзя сказать, что в условиях существования единого Союза в этом на-правлении были достигнуты серьезные реальные успехи, но с его распадом по-ложение явно и резко ухудшилось. Кризисное состояние экономики, чрезмер-ная политизация, обостренная напряженность общественной жизни, крайнее расстройство финансово-кредитной системы, нарастающая инфляция в услови-ях сплошного товарного дефицита толкают правительства на "пожарные" ме-роприятия сугубо временного характера. Хорошо, если в их число входят дей-ствия по прямому спасению фундаментальной науки, творческих коллективов военно-промышленного комплекса, бывших центральных отраслевых институ-тов и т.п. Но даже и этого, если всерьез учитывать длительную перспективу, наверняка мало.
...........