Введение:
Инновация может быть определена как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из ис-пользуемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышле-ния. Предпринимательство основывается на экономических и социальных тео-риях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явле-ние. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существую-щего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осу-ществлять инновационные решения на систематической основе, что определяет важность и актуальность выбранной темы.
Систематическая инновация состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.
Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:
неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожи-данная неудача;
Глава 2:
Высокие компьютерные, инновационные технологии являются основой для глобализации финансовой сферы. Активно формирующаяся глобальная финансовая система приводит к столь же глобальной финансовой конкуренции. Для национальных банков складывается принципиально новая внешняя среда деятельности вместе с тем не следует и преувеличивать степень финансовой глобализации, поскольку этот процесс характеризуется противоречивостью и определенной ограниченностью. Изменения глобальной финансовой среды тесно взаимосвязаны с созданием единого информационного поля. Наиболее важные тенденции финансовой глобализации, на наш взгляд, заключаются в следующем: 1) распространение инновационных банковских технологий; 2) конкуренция на новом техническом уровне; 3) изменение структуры банков-ской сферы - волна слияний [4, с. 119].
В нашей экономической литературе идут дискуссии по проблемам иннова-ционного банковского менеджмента. Прослеживаются различные подходы к определению и элементам инновационного банковского менеджмента. По на-шему мнению, в инновационном банковском менеджменте следует выделить два аспекта:
во-первых, процесс управления внедрением технических и технологиче-ских новшеств;
во-вторых, процесс постоянных изменений в сфере банковской деятельно-сти в соответствии с изменениями среды.
В мировой банковской практике происходят следующие инновационные изменения.
Изменение структуры и облика банка в целом:
а) "многоканальная деятельность" при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов,
б) самообслуживание;
в) дистанционное обслуживание;
Заключение:
Инновационный банковский менеджмент может быть успешно внедрен в российских банках только как часть более широких мероприятий по выработке и применению на практике инновационной стратегии.
Чтобы стратегия была осуществлена на практике, необходимо создать спе-циальную группу по внедрению инноваций. Главная ее задача - осуществлять выполнение плана инноваций. Ее основные функции при этом следующие.
Организовать механизм внедрения инноваций, играя роль центрального связующего звена между всеми участниками.
Принимать участие в планировании работы банка в целом.
Организовать оперативные группы по внедрению отдельных инноваций и координировать их работу, оказывать им помощь в решении проблем и в во-просах связи, требовать от них отчеты о ходе работ.
Собирать периодически оперативные группы для обсуждения возможно-стей новых технологий и продуктов. Может быть также создана особая группа для инструктажа служащих.
Поддерживать связь с независимыми специалистами-консультантами. Они могут быть приглашены для отдельных консультаций и разрешения вопросов, а также для постоянной работы в группе.
Оказывать помощь и давать консультации, выяснять возникающие вопро-сы, предоставлять информацию.
Устанавливать контакты между людьми, обеспечивать внутренние связи во всех направлениях.
Принимать на рассмотрение предложения служащих, доводить их до руко-водителей более высокого уровня.
Подавать регулярные отчеты о своей работе руководству и информировать о них служащих.