Введение:
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономиче-ской структуры любого современного общества играет государственное регу-лирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической поли-тики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осу-ществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизо-ванные и воздействует на формирование децентрализованных фондов средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом госу-дарства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает поли-тической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выра-жением экономической политики государства. Через бюджет происходит пере-распределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюд-жет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, ин-вестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории ...........
Глава 2:
Бюджет предыдущего, 2005 года был принят с опозданием, 16 февраля 2005 года, без общегородской и районных смет, которые были утверждены 25 марта. Бюджет на 2004 г. был принят 27 декабря 2003 г., а сметы к нему – 20 февраля 2004 г.
Бюджетный процесс в г. Самара имеет две уникальные особенности. Пер-вая из них состоит в наделении Главы города особыми полномочиями: на 2004 и 2005 г. ему было дано право перераспределять бюджетные расходы по пока-зателям функциональной классификации в пределах до 10%, на 2004 г. – само-стоятельно (“по согласованию с депутатами городской Думы”) утвердить сме-ты общегородских и районных расходов. Вторая особенность состоит в том, что в расходной части бюджета выделяется особая строка “Расходы на решение актуальных проблем избирательных округов”, объем средств по которой соста-вил в бюджете на 2005 г. 1,2% (18 млн. рублей), а в бюджете на 2006 г. – 1,3% (27 млн. рублей) от общей суммы расходов ; этими средствами распоряжаются депутаты, а в отчете об исполнении бюджета такая строка отсутствует – эти расходы как бы растворяются в перевыполнении плана финансирования по другим статьям. Правда, за первое полугодие 2005 г. в одном из отчетных до-кументов по исполнению бюджета, направленных администрацией в Думу, бы-ла выделена отдельная графа, в которой указано, сколько средств на мероприя-тия, финансируемые путем сбора средств по разным пунктам “Прочих расхо-дов”, взято из этого фонда актуальных проблем.
Таким образом, бюджет принимается депутатами не только без предбюд-жетной документации, но и без смет доходов и расходов по территориям, и без лимитов капитальных вложений, и с некоторыми “зазорами”, допускающими дальнейшую коррекцию без согласования с Думой. Обоснованность таких ре-шений, очевидно, оставляет желать лучшего.
До 2004 г. включительно г. Самара был донором областного бюджета и его собственные доходы в общей сумме доходов городского бюджета составляли 100%. В связи с изменением порядка формирования консолидированного бюд-жета Самарской области и, соответственно, изменением нормативов зачисления регулирующих доходов в местный бюджет с 2005 г. возникают трансферты из областного бюджета в размере 12070 тыс. рублей в 2005 г. и 82359 тыс. рублей в 2006 г.; соответственно доля собственных доходов в общей сумме доходов городского бюджета составила (по плановым значениям) в 2005 г. – 99,2% и в 2006 г.– 95,9%. Таким образом, городской бюджет сохраняет высокую степень независимости.
По данным таблицы видно, что важнейшими источниками бюджетных до-ходов является НДФЛ, удельный вес которого в 2005-2006 гг. в сумме состав-ляет 50,4-51,4%. Рост значимости этих налогов вызван падением удельного веса налогов на добавленную стоимость и прибыль, связанным с изменением норма-тивов их зачисления в местный бюджет. В связи с этим же снизился удельный вес налоговых и возрос – неналоговых поступлений. Указанные изменения имеют не столько экономические, сколько административные причины.
Четырехкратный абсолютный и почти четырехкратный относительный рост доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, видимо, связан с ликвидацией АО “Солнечный город” – коммерческой струк-туры, которой несколько лет назад была передана в уставный капитал большая часть помещений, находящихся в муниципальной собственности. АО “Солнеч-ный город” сыграло известную положительную роль, отремонтировав за счет арендной платы многие из этих помещений, однако арендная плата не поступа-ла в бюджет. С ликвидацией АО доходы бюджета по данной статье должны были существенно возрасти.........
Заключение:
Ситуация с Самарским городским бюджетом может быть охарактеризова-на как очень ограниченная транспарентность. Депутаты городской Думы полу-чают некоторые материалы для анализа, население не получает практически ничего.
Бюджет нельзя считать прозрачным в отсутствие прогнозов, пообъектных росписей расходов и других документов, позволяющих проверить обоснован-ность данных бюджета. Неизвестно, могут ли получить такие документы депу-таты городской Думы по запросу. Отсутствует объективное ранжирование про-блем функционирования и развития города, которое помогло бы сформировать и официально утвердить приоритеты финансирования, придать бюджетному процессу стратегическую направленность.
Обязательное условие эффективного функционирования экономической системы страны - государственный контроль. Его составная часть - финансовый контроль, включающий в себя бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, страховой, инвестиционный и таможенный виды контроля. Высокая значимость финансового контроля в управлении социально-экономическим развитием общества обусловила выделение в БК специального раздела. В связи с тем, что в разделе идет речь только о контроле за бюджетом на всех стадиях бюджетного процесса, и рассматриваемый Кодекс называется не финансовым, а бюджетным, то представляется правомерным использование термина "бюджет-ный контроль" вместо термина "финансовый контроль".
В ст.265 БК указаны три формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами, а также органами местного самоуправления:
предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам
............