Введение
После перехода к рыночной экономике в России начал формироваться и рынок образовательных услуг. Вместе с развитием в стране обучающих структур и технологий происходит и эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере. Особое значение имеет сектор услуг по предоставлению возможности получения высшего образования и как приложение к нему программы переподготовки.
Многие вузы и не только негосударственные недооценивают роль маркетинга в области образования и приравнивают его рекламе. К системе коммуникаций в маркетинге относятся средства и процессы сбора и предоставления информации о рынке и предлагаемой услуге, ведении переговоров и организации «продаж», т.е. реклама, PR, личные контакты. Роли маркетинга в образовании достаточно велика, поэтому так важно и необходимо его финансирование, инвестирование проектов маркетинговой политики.
В данной работе рассматривается маркетинговая политика на примере Самарского филиала Высшей школы приватизации и предпринимательства-института и способы ее финансирования (СФ ВШПП-институт).
Необходимость настоящей работы обуславливается как недостаточной изученностью темы в целом и отдельных ее аспектов, так и еще неполной сформированностью рынка образовательных услуг в г. Самаре.
Цель исследования заключается в исследовании рынка современных образовательных услуг г. Самары и составлении финансового плана маркетинговой компании, а также выработке практических рекомендаций по совершенствованию финансовой политики вуза.
Задачи исследования:
• изучить основы финансов маркетинга;
• исследовать рынок финансовых услуг г.Самары;
• сделать анализ финансового состояния Самарского филиала ВШПП-
• института;
• спланировать финансовое обеспечение рекламной компании
Глава 2 Исследование рынка образовательных услуг г.Самары
2.1 Коммуникации и продвижение образовательных услуг на рынке
Основные финансовые вложение в маркетинг ОУ приходятся как раз на долю их коммуникаций и продвижения. К системе коммуникаций в маркетинге относятся средства и процессы сбора и предоставления информации о рынке и о предлагаемой продукции, ведения торговых переговоров и организации продаж, т.е. все то, что позволяет налаживать связи, обмениваться информацией, создает возможности понимания, согласия между партнерами.
Традиционно в комплекс маркетинговых коммуникаций входят:
• формирование благоприятного общественного мнения о фирме, учреждении и его продукции, называемое также "public relations" или иногда "паблисити";
• личные контакты, продажи - устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью последующей продажи.
• реклама - любая форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг, оплачиваемая точно установленным заказчиком.
Одно из наиболее взвешенных определений термина"public relations" (PR) или связи с общественностью, содержится у Панкрухина А. PR – это "содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки общественной реакции". [19, C.109] Цель PR – достижение согласия, честного диалога на рынке и предпочитает методы, подразумевающие максимальную открытость во взаимоотношениях, прежде всего со "своей общественностью" - персоналом, партнерами, потребителями. Для образовательного учреждения сюда безусловно входят также его выпускники, даже если они сами не рассматриваются в качестве повторных клиентов. Образовательные учреждения, как правило, лишены возможности масштабно участвовать в проведении выставок и тем более ярмарок, как одном из традиционных и мощных средств PR. Однако у них есть параллельная возможность - проведение "дней открытых дверей", встреч выпускников и др. Безусловно, в этих же целях можно широко использовать контакты с аудиториями на научных конференциях, симпозиумах и т.п., особенно - по проблемам образования.