Введение:
Проблема качества кадрового потенциала становится все более острой для большинства предприятий России. Осознание этого факта подтверждается приняти-ем на государственном уровне программы модернизации российского образования. Модернизация профессионального образования определяет необходимость принци-пиального изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специали-стов.
Сегодня главной целью среднего профессионального образования является не только формирование у студентов системы знаний и практических умений, необхо-димых для будущей профессии, но и развитие творчески активной, социально адап-тированной, конкурентоспособной личности. Конкурентоспособность выступает се-годня стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста, успеш-ности его карьерного роста, востребованности в обществе. В этих условиях профес-сиональные учебные заведения стали осознавать, что успешно развиваться могут только те, которые будут в состоянии осуществлять подготовку рабочих и специа-листов по уровню и структуре, удовлетворяющим требованиям работодателей. По-этому настало время для реализации нового подхода в образовании, требующем ко-ренной перестройки всех его звеньев. Необходимо переосмысление целей и функ-ций образования как системы, задач его отдельных ступеней.
Очевидно, что для каждого образовательного учреждения, для того чтобы ид-ти в ногу со временем важно выбрать правильную регулятивную стратегию разви-тия. Выбор стратегии развития образовательного учреждения зависит, прежде всего, от внешней среды и потенциала самого образовательного учреждения. Поэтому вы-бранная тема является актуальной.
Рыночные возможности образовательного учреждения ограничены его потен-циалом, в том числе учебно-материальной базой, педагогическим коллективом, учебно-методическим и финансовым обеспечением.
Стратегический план развития образовательного учреждения позволяет: уточ-нять направления его деятельности; успешно планировать подготовку и переподго-товку рабочих и специалистов; рационально распределять имеющиеся ресурсы; проводить рациональную политику ценообразования; координировать усилия всех подразделений образовательного учреждения.
Объектом исследования в дипломной работе является Государственное обра-зовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский техникум железнодорожного транспорта, занимающееся предоставлением образова-тельных услуг.
Предметом исследования являются процессы стратегического управления Го-сударственного образовательного учреждения среднего профессионального образо-вания Ульяновского техникума железнодорожного транспорта.
Целью дипломной работы является процесс исследования формирования стра-тегии развития образовательного учреждения и ее реализация. Для достижения по-ставленной цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотрение методологических основ стратегического управления и тех- нологии разработки стратегии.
2. Исследование внешней и внутренней среды образовательного учреждения.
определение позиции выбора и формирование предпочтительной стратегии.
3. Рассмотрение многоуровневой модели процесса формирования конкуренто- способного специалиста.
4.Анализ цены образовательной услуги.
5.Разработка комплекса психолого-педагогических условий реализации стра- тегий.
При работе над дипломной работой были использованы методы экономиче-ского, математического и графического анализа. Приведены итоги инструменты психологического, педагогического и физиологического исследования.
Глава 5:
Деятельность государственного образовательного учреждения многообразна и многопланова. Эта деятельность связана, прежде всего, с обучением учащихся. Параллельная и вспомогательная деятельность, обеспечивающая образовательный процесс, заключается в следующем:
-обеспечение качественным составом инженерно-педагогических работников;
-экономическая, финансовая, учетная деятельность;
-хозяйственная деятельность;
-деятельность по обеспечению экологической безопасности и охране окру-жающей среды;
-повышение качества подготовки специалиста или рабочего;
-участие в областных, республиканских мероприятиях технического творчест-ва, спортивных мероприятиях и т.д.;
-работа коллектива по предупреждению правонарушений среди учащихся;
-работа руководства по технике безопасности;
-привлечение внебюджетных средств и т.д.
Все многомерное пространство техникума регламентируется Российским за-конодательством:
- Конституцией РФ;
- ФЗ “ Гражданским кодексом РФ”;
- ФЗ “Об экологической экспертизе”;
-ФЗ “Об образовании”;
-ФЗ “ Бюджетным кодексом РФ”;
- другими законами РФ;
- нормативными правовыми актами Министерства образования РФ;
- типовыми положениями;
-законами, нормативами, распоряжениями субъекта РФ – Ульяновской облас-ти;
-локальными актами, регламентирующими деятельность учреждения (прика-зами, распоряжениями, положениями руководителя техникума и т.д.).
В данной работе для анализа финансового и экономического состояния
использованы сметы по бюджетным источникам доходов, по внебюджетным средствам и сметы по консолидированным расходам на 2006 год, которые разраба-тывались с учетом требований
- Бюджетного кодекса РФ;
- Порядка составления, исполнения бюджетной росписи по областному бюд-жету, утвержденному приказом Департамента Финансов Ульяновской области от 17.01.2006г №02-ПР;
-Распоряжений Главы администрации Ульяновской области об утверждении нормативов и сроков их введения;
-Приказов Главного управления образования администрации Ульяновской об-ласти (позже Департамента образования Ульяновской области) об утверждении нормативов по отдельным статьям затрат бюджетной классификации.
При разработке профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования на базе начального профессионального образова-ния были использованы:
-ФЗ “Об образовании” ст. 23, п.2;
- Рекомендации Министерства образования по разработке профессионального образования на базе начального профессионального образования;
- приложение к письму Министерства образования РФ от 06.01.2000г. №1-52-01;
- приказ Министерства образования РФ от 14.11.2001г №3654 “ Об утвержде-нии Порядка реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования”;
- Государственные образовательные стандарты по профессии 34.2 и специ-альности 2711;
-примерный учебный план и примерные учебные программы общеобразова-тельных и специальных дисциплин для этих специальностей.
Отработка ценообразования образовательной услуги в данной работе основы-валась на статье 32 Закона “Об образовании”, где обозначена финансовая, хозяйст-венная и иная самостоятельность учреждения и его компетенция в привлечении до-полнительных источников финансовых средств. Разработка ценообразования обра-зовательной услуги в УТЖТ осуществлялась с учетом Рекомендаций, не имеющих статуса инструктивных (О.В. Камакина “Методика расчета цены образовательной услуги в профессиональном образовании”)
Рассматривая проблему экологического взаимодействия образовательного учреждения и окружающей среды, следует отметить, что, как во всяком хозяйст-вующем субъекте, в УТЖТ, имеющем в своем составе не только учебные корпуса, но и производственные мастерские, имеются отходы производства и практические отходы основной деятельности.
Заключение:
Профессиональная школа в сложившихся социально-экономических услови-ях может развиваться только при гибком реагировании на складывающуюся конъ-юнктуру рынка труда. Руководители учебных заведений должны выбрать стратегию развития и внедрять такую систему обоснованных принципов, методов, технологич-ных управленческих, приемов. Создать в ОУ жизнеспособную управленческую сис-тему, которая позволит обеспечить достижения цели деятельности – выпуск конку-рентоспособного, мобильного, профессионально-самостоятельного специалиста.
В данной работе рассмотрены методологические основы стратегического управления, сделан менеджерский анализ деятельности ОУ, на основе имеющегося потенциала выбрана предпочтительная стратегия развития и предложены меры по ее реализации.
Непрерывное профессиональное образование позволит:
-сохранить конкурентоспособность и расширить нишу на профессионально-образовательном рынке за счет обновления ассортимента предлагаемых образова-тельных услуг, в том числе дополнительных;
-обеспечить возможность многомерного движения личности в образователь-ном пространстве техникума;
-предоставить уникальную возможность в стенах техникума за короткий срок получить два вида образования НПО и СПО и поступить в ВУЗ на третий курс;
-улучшить качество обучения за счет увеличения количества компетенции (деятельных и коммуникативных);
-сократить затраты на обучение за счет сокращение срока обучения без сни-жения качества обучения;
-более качественно реализовать принцип преемственности государственных образовательных стандартов;
-более рационально использовать материально-техническую и учебную базу УО;
-более продуктивно реализовать интеллектуальный и кадровый потенциал;
-создать благоприятные условия для реализации личностно-ориентированных подходов обучения и воспитания;
-обеспечить формирование профессионально-мотивированной личности;
-обеспечить развитие профессионально-важных качеств личности;
-минимизировать последствия демографического кризиса.