Введение:
Проблема качества кадрового потенциала становится все более острой для большинства предприятий России. Осознание этого факта подтверждается принятием на государственном уровне программы модернизации российского образования. Модернизация профессионального образования определяет необходимость принципиального изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов.
Сегодня главной целью среднего профессионального образования является не только формирование у студентов системы знаний и практических умений, нужных для будущей профессии, сколько развитие творчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности. Конкурентоспособность выступает сегодня стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста, успешности его карьерного роста, востребованности в обществе. Профессиональное образование должно сформировать у молодого человека готовность к конкурентной борьбе, обеспечить развитие необходимой гаммы адаптивных механизмов и стратегий, позволяющих относительно легко войти в профессию, а при необходимости – освоить новую.
В этих условиях профессиональные учебные заведения стали осознавать, что успешно развиваться могут только те, которые будут в состоянии осуществлять подготовку рабочих и специалистов по уровню и структуре, удовлетворяющим требованиям работодателей. Поэтому настало время для реализации нового подхода в образовании, требующем коренной перестройки всех его звеньев. Необходимо переосмысление целей и функций образования как системы, задач его отдельных ступеней.
Очевидно, что для каждого образовательного учреждения, для того чтобы идти в ногу со временем важно выбрать правильную регулятивную стратегию развития. Выбор стратегии является залогом успеха деятельности образовательного учреждения. Выбор стратегии развития образовательного учреждения зависит, прежде всего, от внешней среды и потенциала самого образовательного учреждения. Поэтому выбранная тема является актуальной.
Рыночные возможности образовательного учреждения ограничены его потенциалом, в том числе учебно-материальной базы, педагогическим коллективом, учебно-методическим и финансовым обеспечением.
Стратегический план развития образовательного учреждения позволяет: уточнять направления его деятельности; успешно планировать подготовку и переподготовку рабочих и специалистов; рационально распределять имеющиеся ресурсы; проводить рациональную политику ценообразования; координировать усилия всех подразделений образовательного учреждения.
Объектом исследования в дипломной работе является Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский техникум питания и торговли, занимающееся предоставлением образовательных услуг.
Предметом исследования являются процессы стратегического управления Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ульяновского техникума питания и торговли.
Целью дипломной работы является процесс исследования формирования стратегии развития образовательного учреждения и ее реализация.
Глава 4:
Различают следующие виды адаптации:
- физиологическая адаптация – процесс приспособления организма человека к организации труда, всему сложному комплексу социальных взаимосвязей и определяется состоянием здоровья;
- социально-психологическая адаптация – процесс включения индивида в коллектив, освоение им отношений и норм поведения в коллективе, установление контактов, овладение навыками учебной и производственной деятельности, формирование адекватного поведения;
- профессиональная адаптация – процесс приспособления, привыкания рабочего, специалиста к содержанию и режиму труда, к требованиям и стилю работы трудового коллектива, она определяется уровнем овладения профессиональными навыками, формирование профессионально необходимых качеств личности, отражает развитие устойчивого положительного отношения рабочего, специалиста к избранной профессии.
Создать благоприятные психолого-педагогические условия для нормального процесса адаптации у учащихся к профессиональному обучению важно в связи с тем, что характер адаптации, её уровень, длительность и качество формирования профессиональных навыков и умений – процессы, тесно взаимосвязанные. Следовательно, от успешности адаптации организма учащихся будет во многом зависеть и успешность формирования у них профессиональных навыков и умений. В своей работе «Повышение эффективности производственного обучения подростков» Леонов А. А. пишет, что успешность и безболезненность адаптации студента к обучению в техникуме связано, в первую очередь, с готовностью к системному профессиональному обучению. Показателем адаптации является адаптированность личности, которая включает в себя эмоциональное состояние, психическое и физическое здоровье, самооценку [7, С.28].
Для эффективной профессиональной адаптации учащихся в период обучения в техникуме перед психологом поставлены следующие задачи:
- изучение и создание условий для успешного самоопределения личности через формирование профессиональных намерений и сознательного выбора профессии, продуктивного усвоения профессиональных знаний;
- изучение отношений и содействие взаимодействию инженерно-педагогических работников и учащихся в учебно-воспитательном процессе;
- изучение и развитие уровня готовности учащихся к профессиональной деятельности;
- изучение уровня развития, выраженности профессионально значимых качеств личности (ПЗЛК) и групп качеств, их формирование и дальнейшее развитие;
- выявление и изучение причин, факторов, тенденций, оказывающих влияние на профессиональную адаптацию учащихся.
Чтобы решить эти задачи, необходимо исследовать механизмы,
влияющие на процесс профессиональной адаптации студента. Поэтому в исследовательском направлении психологической службой были выделены:
а) диагностика личностной готовности к профессиональной деятельности учащихся I курса;
б) диагностика уровня развития ПЗЛК у учащихся лицея;
в) диагностика репрезентативной системы и изучение стиля научения у учащихся «группы риска» в обучении.
Модель «Портрет выпускника техникума»:
- личность с развитым интересом к себе, своему растущему организму, внутреннему миру, характеру, своим отношениям к людям;
- личность, осознающая свое поведение и умеющая нести ответственность за него;
- личность с развитыми коммуникативными и организаторскими способностями, общительная, умеющая устанавливать с другими людьми взаимовыгодные отношения;
- личность, способная к профессиональному и личностному росту, стремящаяся к приобретению новых знаний и умений;
- развитая творческая личность, умеющая делать жизненный выбор в интересах своего развития и помогающая личностному росту других людей;
- личность, ценящая и сохраняющая ценности культуры, традиции своего народа, умеющая эффективно и ответственно использовать природные богатства, не нанося непоправимого ущерба природе, умеющая защищать интересы Родины, родного города, техникума.
Психологическое обеспечение профессионального развития специалиста.
Психологическое обеспечение профессионального развития специалиста включает в себя формирование и развитие профессионально значимых качеств (ПЗЛК) у учащихся.
Согласно целям и задачам ОУ, содержание учебно-воспитательного процесса основано на обеспечении условий для подготовки специалистов по данным профессиям на разных уровнях.
При решении этих задач столкнулись с такой трудностью, как найти методику, которая бы соответствовала специфике данного образовательного учреждения. Наряду с наличием большого количества личностных и профессиональных диагностических методик, трудно было подобрать именно ту методику, которая бы могла включить в себя широкий спектр областей анализа по тем показателям, которые положены в основу профессионально значимых личностных качеств и групп качеств, необходимых для данных профессий. Поэтому была разработана методика диагностики «Карта личности» с учетом специфики профессионального ОУ.
Заключение:
Профессиональная школа в сложившихся социально-экономических условиях может развиваться только при гибком реагировании на складывающуюся конъюнктуру рынка труда. Руководители учебных заведений должны выбрать стратегию развития и внедрять такую систему обоснованных принципов, методов, технологичных управленческих, приемов. Создать в ОУ жизнеспособную управленческую систему, которая позволит обеспечить достижения цели деятельности – выпуск конкурентоспособного, мобильного, профессионально-самостоятельного специалиста [37, С.18].
В данной работе рассмотрены методологические основы стратегического управления, сделан менеджерский анализ деятельности ОУ, на основе имеющегося потенциала выбрано предпочтительная стратегия развития и предложены меры по ее реализации.
Непрерывное профессиональное образование позволит:
Сохранить конкурентоспособность и расширить нишу на профессионально-образовательном рынке за счет обновления ассортимента предлагаемых образовательных услуг, в том числе дополнительных.
Обеспечить возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве техникума.
Предоставить уникальную возможность в наших стенах за короткий срок получить два вида образования НПО и СПО и поступит в ВУЗ на третий курс.
Улучшить качество обучения за счет увеличения количества компетенции (деятельных и коммуникативных).
Сократить затраты на обучение за счет сокращение срока обучения без снижения качества обучения.
Более качественно реализовать принцип преемственности государственных образовательных стандартов.
Более рационально использовать материально-техническую и учебную базу УО.
Более продуктивно реализовать интеллектуальный и кадровый потенциал.
Создать благоприятные условия для реализации личностно-ориентированных подходов обучения и воспитания.
Обеспечить формирование профессионально-мотивированной личности.
Обеспечить развитие профессионально-важных качеств личности.
Минимизировать последствия надвигающегося демографического кризиса.